Рубенс, Эпитафия Рококса, 1613 год, Королевский музей изящных искусств, Антверпен, Бельгия
Триптих написал Рубенс по заказу Николаса Рококса, в то время – бургомистра Антверпена. Эпитафия была заказана за шесть лет до смерти Адрианы (1619 год) и за 27 лет до смерти Николаса (1640 год).
Выбор сюжета центральной части триптиха, вероятно, был определен самим заказчиком. Если это так, то возникает смутное ощущение соответствия Фомы неверующего и самого Николаса. Видимо, Николас мало что принимал на веру, проверял все, что определяло его решения. Возможно, эта черта характера и обусловила более чем трехсотлетнюю историю, связанную с этим именем.
Что можно сказать о человеке, которого мы видим на левой створке? Скорее молодой, чем старый. Скорее жизнерадостный, чем угрюмый. Скорее открытый, чем закрытый. Вероятно, энергичный, располагающий к себе, как сегодня принято говорить, харизматичный. То есть, за ним были готовы идти. Действительно, архивы сохранили имена градоначальников Антверпена с 15 века до наших дней. Документы говорят о том, что Рококс более чем 20 лет был бургомистром.
Рубенс, Портрет Николаса Рококса, 1615 год, Дом Рококса, Антверпен, Бельгия
Подход к работе был академический: в архивах разыскивали чертежи дома Рококса, эскизы его сада, искали описания интерьера. При восстановлении дома пригодились и письма, которыми Николас обменивался со своими корреспондентами. Николас изучал правила устройства парков. Он следовал им при разбивке своего сада и просил прислать ему различные растения, которые культивировал в своем саду. Из переписки известно, что в его погребах зимовали два лимонных и десять апельсиновых деревьев. План реставрации был утвержден королевской комиссией по историческим зданиям и ландшафту. И сегодня дом Рококса – дом аристократа 17 века - открыт для посетителей.
Почему именно Рококс? Почему не кто-нибудь другой? Прежде всего, личные качества Николаса: классически образованный, эрудит, коллекционер, меценат, воин, благотворитель. У него не было детей, свое наследство он оставил племяннику с условием, что если у него не будет потомков, все имущество должно быть продано, а деньги должны пойти на содержание дома для девочек-сирот. Это и было сделано в 1715 году (Николас умер в 1640 году). Был продан не только дом, но и все его содержание, все коллекции.
Какие мотивы определили решение банка вложить деньги в восстановление дома Рококса? Возможно, что директорат банка решил сохранить для потомков имя этого замечательного во всех отношениях человека. Возможно, что банк хотел сделать себе на этом рекламу (надо сказать, правильно поступил). Но может быть, у владельцев банка были и личные мотивы.
Здесь интересно проследить семейные связи Николаса Рококса. Он был женат на Адриане Перец. Ее мать принадлежала одной из аристократических семей, а отец - Луис Перец - был купцом и банкиром. Семья отца обосновалась в Антверпене в 15 веке (видимо, это были крещеные евреи, которые бежали из Испании от преследований католической церкви). Кто знает, может быть в крови владельцев банка (или одного из владельцев) течет кровь Луиса Переца. И восстановление дома – как долг перед предками?
Обширная коллекция предметов искусства украшала дом. Но исследователи особо отмечают Рококса как значительного нумизмата. Он не только собирал монеты, но и был их знатоком и собственноручно написал каталог своей коллекции. Он покровительствовал художникам, прежде всего Рубенсу, который получал от него заказы не только как от частного лица, но и как от представителя городской управы, и как от руководителя гильдии аркебузиров.
А что связывало гуманитария с военными, с гильдией аркебузиров? В 1584 году Рококс окончил образование в университете Дуэ и получил специальность адвоката. В том же году он был призван в национальную гвардию и защищал Антверпен. Его деловые качества привели его сначала на должность мирового судьи (избирался 8 раз), потом – на должность председателя гильдии суконщиков, главного казначея и руководителя гражданской гвардии, бургомистра.
Его интерес к древностям, к философии, к искусству привел к многочисленным связям с виднейшими деятелями культуры и науки того времени. Он поощрял художников (кроме Рубенса это были Ван Дейк, Снайдерс, Франс Франкен). Он переписывался с французским коллекционером, ботаником и гуманистом Николя Перейском. Он поддерживал тесные отношения с гуманистом Яном Гевартиусом, филологом Юстусом Липсиусом, с печатниками семьи Моретус. Его дом был своеобразным культурным центром для единомышленников.
Рубенс, Портрет Гаспара Гевартиуса, Королевский музей изящных искусств, Антверпен, Бельгия
Рубенс, портрет Юстуса Липсиуса, 1611, 61 х 50 см, музей Платинум-Моретус, Антверпен, Бельгия
Перейск
Рубенс, Портрет Балтазара I Моретуса
Личное знакомство Рококса и Рубенса состоялось в 1609 году. Когда Рубенс уезжал в Италию в 1600 году, он уже был известен как «король живописцев», а Рококс занимал видные должности в управлении Антверпеном. По возвращении Рубенс получает от бургомистра Рококса заказ на картину «Поклонение волхвов» для ратуши (горсовета) Антверпена (сейчас эта картина находится в Прадо, в Испании). И в том же году Рубенс пишет для самого Рококса, для его салона полотно «Самсон и Далила» (сегодня оно – в Национальной галерее в Лондоне). В 1611 году Рубенс получает от Рококса, как от главы гильдии аркебузиров, заказ на триптих «Снятие с креста» для алтаря гильдии в Антверпенском соборе (триптих и сейчас находится там). Спустя два года, в 1613 году появляется эпитафия семьи Рококс.
Рубенс, Поклонение волхвов, 1609 год, 320 x 457 см, Прадо, Мадрид (Рубенс на этой картине оставил свой автопортрет, см. правый верхний угол)
Рубенс, Самсон и Далила, 1609, Лондон, Национальная галерея, Англия
Рубенс, Снятие с креста, 1612 год, Собор Антверпенской богоматери, Антверпен (на правой створке за священником – Николас Рококс)
Страсть Николаса к искусству, его знакомство с выдающимися личностям позволяет нам сегодня почти с фотографической точностью проследить жизнь этого замечательного человека и по портретам (Ван Дейк написал несколько портретов Рококса), и по переписке, и по архивным записям. Но не только: Франс Франкен написал бесценное с исторической точки зрения полотно «Ужин в доме бургомистра Рококса» (сейчас находится в Старой пинакотеке, Мюнхен). И еще: полная опись содержания дома, составленная 20 декабря 1640 года, после смерти Рококса, хранится в архиве детского дома для девочек в Антверпене. Эти компоненты и были основой для восстановления интерьера.
Франс Франкен, Ужин в доме бургомистра Рококса, 1635 год, Старая Пинакотека, Мюнхен, Германия (над камином – полотно работы Рубенса «Самсон и Далила», слева от камина дверь, в проеме которой просматривается часть картины «Фома неверующий» - центральной части эпитафии Рококса)
Дом Рококса – усадьба патриция 17 века – открылся для посетителей в 1977 году. Восстановление сада затянулось еще на почти 30 лет, сад был открыт в 2002 году. Вот так через 350 лет вернулась память о выдающемся человеке, причастном к процветанию замечательных художников своего времени. Кого из современных председателей городских советов потомки захотят вспомнить через 300 лет?
Ван Дейк, портрет Николаса Рококса, 1621 год, 128х117 см,Эрмитаж, Петербург, Россия
На заднем плане портрета работы Ван Дейка - шпиль ганзейского дома в Антверпене (подворье немецких купцов, с которыми Рококс вел дела), на столе – книги и бюст. На картине Франса Франкена слева у окна (над полотном «Святой Иероним») расположена полочка с бюстами. Бюст на портрете Ван Дейка - третий слева от окна на картине Франса Франкена.
P.S. У картины «Самсон и Далила» есть своя история. Кроме той, которая находилась в доме Рококса, Рубенс написал еще один этюд, на котором уже остриженный Самсон в руках стражников. Скорее всего, Рококсу были представлены два этюда. Второй этюд не стал картиной. Но через несколько лет Ван Дейк написал «Самсона и Далилу», которая очень похожа на этюд Рубенса.
Рубенс, Самсон и Далила, этюд, 1609 год, коллекция Berkeley
Ван Дейк, Самсон и Далила, 1630 год, Kunsthistorisches Museum, Gemäldegalerie, Wien, Австрия
No comments:
Post a Comment