Рубенс, Венера перед зеркалом.1615, 124х98 см, Liechtenstein Museum, Vienna, Австрия
Венера - богиня любви в римском пантеоне богов. Венера, если можно так выразиться, римская копия греческой богини Афродиты. Вот одна из версий появления Афродиты: «Когда Крон искалечил своего отца Урана, кровь, упавшая в море, образовала пену. Из нее родилась Афродита, самая привлекательная из богинь. Увидев деву, грациозные оры набросили на ее прекрасное тело нетленное одеяние, украсили благоуханные волосы тонко сработанной золотой диадемой, продели в ушные проколы жемчужные серьги, обвили смуглую шею золотым ожерельем и только после того повели на Олимп, к бессмертным богам.
Склонились небожители перед мощью и красотой Афродиты... Среди смертных же не оказалось никого, кто мог устоять перед Афродитой. Как только они увидели ее, что-то шевельнулось в их душах. Бродившие поодиночке, как попало, они соединялись в семьи, ибо пока не было Афродиты, не было любви и привязанности друг к другу...»
Как и прочие смертные, Рубенс любил и был любимым. Можно сказать, он просто обожал женщин, он обожествлял их. И делал это так, как отпущено художнику – он их рисовал. Венера – «самая привлекательная из богинь», поэтому он пытался передать в ее изображениях свое представление об идеальном женском теле. И он делал это в разных вариантах: «Туалет Венеры», «Венера перед зеркалом», «Венера и Адонис».
Рубенс. Венера, Марс и Эрот, 195х133, Dulwich Picture Gallery, Лондон, Англия
Естественно, Рубенс не мог обойти стороной ее (Венеры) семейные дела. Мужем Венеры был не кто-нибудь, а Марс, бог войны. Марс – это тоже «римский вариант» греческого бога Ареса.
«Одно имя Ареса вызывало у греков ужас... Боги и люди презирали этого жестокого и неистового бога брани. Он был так не похож на других небожителей, мудрых и рассудительных. Для Ареса война была смыслом существования, и он никогда не задумывался над тем, справедлива она или нет. Обезумев при виде крови, Арес убивал всех без разбора, правых и виноватых.»
Тем не менее, любовь зла. И Венера, богиня любви, связалась с Марсом и даже родила от него. У этой пары появился очень милый ребенок - Эрот. Его непременные принадлежности – лук и стрелы. Он всегда рядом с мамой – Венерой. Мало того, он помогает ей в ее собственных любовных делах.
На полотне - семейная сцена. Раздетая женщина правой рукой поддерживает грудь, как бы предлагая ее пухлому младенцу с крылышками, который сидит на краю кровати (одной половинкой, а вторая опирается на щит). Мужина в доспехах на заднем плане смотрит на эту сцену, его взгляд обращен на грудь, которую мамочка дает своему дитяти. На лице не то сожаление, не то усталость. О чем может жалеть рыцарь? Вероятно, о том, что ребенок отнимает у него время супруги (и не только время).
Мама смотрит на ребенка с наслаждением, ребенок на маму – с радостью, в предвкушении удовольствия.
Можно было бы подумать, что перед нами сцена из жизни рыцаря: ему надо уходить на службу, а тут еще и младенец! Отнимает любимую игрушку! Но крылышки за спиной, лук и колчан со стрелами на полу говорят о том, что этот младенец – Эрот, рыцарь – Марс, а женщина - Венера. (Эрот - это летающий божок, который выпускает свои стрелы в кого попало. И вот в кого попало – тот влюбляется.)
Марс – бог жестокой, несправедливой войны – не создан для семейной жизни. Вообще, никто не знает, как у него с Венерой получился такой милый малыш. Марса все время что-то тянет воевать. И если в мирное время, которое иногда случается у него, рядом с ним находится его не очень верная подруга Венера, то в военных делах его сопровождают разные фурии. Эти злые существа женского рода вьются вокруг его головы и в тот момент, когда он рядом с Венерой. Справа от зрителя, в верхнем углу видны смутные очертания такой противной фурии.
На щите Марса тоже изображена какая-то страшилка, ее назначение – пугать врагов, вселять в них ужас. (В этом – какое-то скрытое противоречие: богу как бы не нужны ни доспехи, ни щит). Фигура бога – на фоне красного полотнища. Красный цвет, цвет тревоги, цвет пожаров и крови – всего того, что несет война.
А вот картина тревожная, даже трагическая. Марс уже не управляет собой, он идет воевать. Уходит, бросает Венеру, рвется куда-то с окровавленным мечом. Для этой картины не нужно фантазировать: Рубенс оставил подробное описание.
Рубенс, Ужасы войны, 1637, 206х342 см, Galleria Palatina (Palazzo Pitti), Florence, Италия
«Главная фигура - это Марс, который выходит из открытого храма Януса (который, согласно римским обычаям, в мирное время был заперт) и шествует со щитом и окровавленным мечом, угрожая народам великими бедствиями и не обращая внимания на свою возлюбленную Венеру, которая, окруженная амурами и купидонами, силится удержать его ласками и поцелуями.
С другой стороны фурия Алекто, с факелом в сжатой руке, увлекает Марса. Рядом с ними неразлучные спутники войны - Голод и Чума. На землю повержена ниц женщина с разбитой лютней, это - Гармония, которая несовместима с раздорами и войной. Мать с младенцем на руках свидетельствует, что изобилие, чадородие и милосердие страдают от войны, развратительницы и разрушительницы всего.
Кроме того, там есть еще зодчий, упавший со своими орудиями, ибо то, что мир воздвигает для красоты и удобства больших городов, насилие оружия разрушает и повергает ниц. ...на земле под ногами Марса книга и рисунки; этим я хотел указать на то, что война презирает литературу и другие искусства.
Скорбная женщина в траурной одежде, под разодранным покрывалом, без драгоценностей и каких-либо украшений - это несчастная Европа, которая уже столько лет страдает от грабежей, насилий и бедствий всякого рода, вредоносных для каждого из нас и потому не требующих объяснения. Ее отличительный знак - земной шар, поддерживаемый ангелом или гением и увенчанный крестом, символом христианского мира.»
( Картина была заказана придворным художником Марии Медичи Юстусом Сустермансом (1597-1681), и это объяснение было сделано для него.)
Но вот Марс навоевался и возвращается домой (правда, неизвестно, где его дом; так же, как и дом Венеры). Похоже, что это – кузница. На стене цепи, крючки, на полу – кронциркуль, клещи, какие-то воротки... Свалены в кучу доспехи, оружие, Эрот стягивает с Марса перевязь , Венера (уже без ничего) снимает с любимого шлем. Остались в стороне пушки, барабаны... Любовь победила! Пока. Пройдет немного времени – и Марса снова потянет на военные подвиги.
Рубенс, Возвращение с войны (Марс, разоруженный Венерой), 1610, 127х162 см, J.Paul Getty Museum, Los Angeles, USA
А пока он воюет, Венеру будет ублажать прекрасный Адонис.
Молодого бога держит за ногу Эрот: сын хочет, чтобы Адонис остался, не покидал его мать (пример сыновней любви!). Адонис уходит на охоту – и погибает от раны. Его бедро протаранил кабан, Адонис умер от потери крови (видимо).
Рубенс, Венера и Адонис, 1630 год, 197.5 x 242.9 cm, Метрополитенмузей, Нью-Йорк, США
Рубенс, Венера и Адонис, 1614 год, 83х91 см, Эрмитаж, Петербург, Россия
Рубенс, Венера оплакивает Адониса, 1614 год, Музей Израиля, Иерусалим
Венера оплакивает Адониса. А дальше – никаких сведений о том, что с ней стало. Известно только, что Венера до сих пор остается символом неземной красоты.
No comments:
Post a Comment