Что смолкнул веселия глас?
Раздайтесь, вакхальны припевы!
Да здравствуют нежные девы
И юные жены, любившие нас!
Полнее стакан наливайте!
Это – строки из
стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Вакхальная песня». В них – все
составляющие вакханалии: песни, любящие девы, полный стакан. Вакх – бог вина –
дал название праздникам, которые ему посвящались – вакханалиям. В обиходе
«вакханалия» - полное безобразие. И почему-то первыми в этом безобразии были
замечены женщины Как пишут историки,
когда женщины начали отмечать этот праздник (это поначалу был только женский день,
почти как 8 марта), они собирались в роще возле Авентийского холма (один из
семи холмов, на которых расположен Рим). И происходило это раз в год, между
прочим, 16 и 17 марта!
Попозже на этот
праздник стали заглядывать и мужчины, а праздновать стали пять раз в месяц. Это
вместо одного раза в год (видимо, вошли во вкус)! Праздник был опорочен,
считалось, что на нем не просто развлекаются, но и планируют сговоры и
преступления (так считал римский Сенат). Кроме того, и драки, и убийства, и насилие. Короче, все,
на что способен упившийся человек. В
итоге его запретили, но народ время от
времени собирался и праздновал.
Римляне не первые
запрещали вакханалии. В трагедии
Еврипида «Вакханки» фиванский царь Феней
пытается искоренить зло, свалившееся на его царство:
«Едва успел вернуться я
домой,
Дурные вести слышу
отовсюду,
Нежданная постигла нас
беда:
Дома, детей фиванки побросали;
В вакхическом безумии
они
Скитаются в горах, поросших
лесом,
И бога Диониса - что за бог,
Не знаю - почитают
пляской.
Среди их роев полные
вином
Стоят кратеры, а вакханки
наши
Тайком, поодиночке, в чащу
леса
Бегут с мужчиной ложе
разделить.
По виду, точно бы менады на
служенье,
Но Афродита им милей, чем
Вакх.
Иных я уж поймал: связавши
руки,
В тюрьме теперь их люди
стерегут.
А тех, что нам покуда не
попались,
На Кифероне всех
переловлю...»
Его попытка
закончилась страшной трагедией: в приступе безумства во время вакханалии его
самого вакханки живого разорвали на
куски, и мать – тоже участница вакханалии - принесла домой его голову как
трофей.
Отношение к Вакху
(Дионису) – двойственное. С одной стороны, он – бог вина, напитка, который
греет и веселит душу и тело. Один из персонажей Еврипида говорит про Вакха:
Придумал он питье из винограда
И
смертным дал - усладу всех скорбей.
Когда несчастный соком
винограда
Пресытится, забвение и
сон
Забот дневных с души
снимают тяжесть,
И от страдания верней
лекарства нет.
С другой стороны
– этому богу сопутствовали безумие и насилие, прямо связанные с вином. Это
отразилось и его изображениях. Одни художники рисовали его молодым, красивым,
стройным. Другие – иначе.
Вакха
сопровождает свита: вакханки, силены, сатиры и прочие персонажи. Сатиры –
волосаты, козлоноги, рогаты. Кроме того, они постоянно пристают к нимфам,
добиваются от них (неизвестно – успешно или нет). Есть еще и сатирки, которые
рожают сатирят. Силены – это те же
сатиры, только постаревшие, помудревшие, несколько остывшие. Они обладают даром
предвидения, но пророчествуют только в подпитии. Вакханки – это обычные
женщины, участвующие в вакханалии. Предполагается, что они потребляют вино
наравне с мужскими особями, не жеманятся, когда им предлагаю выпить. Ну, и во
всем остальном – тоже.
Тяжелое наследие
вакханалий - пьянство и разврат –
отразились и в литературе, и в искусстве. И не только произведениях, но и в
жизни самих творцов. Вот литературный след – стихотворение Эмиля Верхарна о
нравах 17 века (он перечисляет известных художников):
«
Сгрудились, чавкая и грохоча, обжоры:
Дюссар, и Бракенбург, и Тенирс, и Крассбек,
И сам пьянчуга Стен сошлись крикливым клиром...
Днем, ночью, от зари и до зари другой,
Они, те мастера, живут во власти пьянства»
Дюссар, и Бракенбург, и Тенирс, и Крассбек,
И сам пьянчуга Стен сошлись крикливым клиром...
Днем, ночью, от зари и до зари другой,
Они, те мастера, живут во власти пьянства»
Можно говорить о
том, что Верхарн не был их современником. Но их картины – слепок с действительности, это как бы
фотография.
Давид Тенирс – младший.
Сцена в таверне. 1680 год, 47х61 см, Memorial Art Gallery, Rochester, New York.
У Рубенса нет
жанровых кабацких сцен ни в полотнах, ни в графических набросках. Но к Вакху он
был неравнодушен: в его картинах нет и тени симпатии к богу вина.
Это – Вакх.
Красивый? Молодой – да, но расплывшийся,
зажиревший: отвисший живот, немужская грудь, да и ноги тоже будь здоров, с
перевязочками у ступней. У его ног тигр грызет виноградную лозу. Присутствие
тигра – знак опасности, символ приступов безумия от перепоя. Непристойное
поведение – как зараза. Посмотрите на этих детишек: один старается подставить
рот под струю вина, второй - тоже не
образец поведения.
Питер Пауль
Рубенс, Вакх, 1638, 191х161 см, Эрмитаж, Петербург, Россия
Писающий мальчик
Тигр у ног Вакха
Пьющий мальчик
Рубенс, Силен,1618, 212х214 см, Старая Пинакотека, Мюнхен, Германия
А здесь –
упившийся силен возвращается с вакханалии (или идет на другую?). И опять перед
ним тигр грызет лозу. Сзади – лицо негра. Под ногами силена пьяная сатирка кормит сатирят грудью
(в свите есть только одно светлое лицо – и непонятно, почему Рубенс поместил
его среди таких персонажей). Слева у самого края полотна кто-то дует в
дудочку (С ней связан еще один момент из
жизни олимпийских богов. Это не дудочка, это – флейта, которую изобрела Афина.
И флейта – как бы обязательная принадлежность силена. Играть может
кто-нибудь другой, но флейта должна присутствовать на вакханалии).
Пьяная сатирка
Тигр грызет лозу
Флейта
Голова негра
Справа – козлы.
Они еще не знают о том, что их привели
на праздник для того, чтобы растерзать живыми: до такого неистовства доходили
женщины! Может быть, и мужчины тоже, но историки об этом не упоминают. Обратите
внимание на жест негра – он щипает силена за ляжку. Это – не просто щипок! Это
- намек на нечто неестественное!
Рубенс, Вакханалия, 1615, 91х107 см, Государственный музей изобразительных искусств
им. А.С.Пушкина, Москва, Россия
Вот еще одна
картина : фавн и сатирка ведут пьяного силена. Рядом – голая черная женщина,
тигр с поднятой лапой и сатиры на деревьях. На переднем плане – пьяная в дым
сатирка кормит сатирят. Сзади, за спинами фавнов – виноградник, на переднем
плане – виноградная гроздь, тыква, яблоки (Весь этот фруктово-овощной набор –
афродизиаки. Зигмунд Фрейд, если верить тому, что о нем пишут, считал, что
тыквенные семечки – сильнейший афродизиак. О яблоках и вине говорится в Песне
Песней Соломона: «Подкрепите меня вином, освежите меня яблоками, ибо я изнемогаю
от любви»).
В обоих полотнах
присутствуют чернокожие люди. Что это –
символ греха?
И тут на память
приходит Лот со своими дочерьми:
«И сказала
старшая младшей: отец наш стар; и нет человека на земле, который вошел бы к нам
по обычаю нашей земли. Итак, напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и
восставим от отца нашего племя. И напоили отца своего вином в ту ночь; и вошла
старшая и спала с отцом своим; а он не знал, когда она легла и когда встала» (Библия,
Бытие, 19, 31-33). То же самое проделала и младшая дочь.
Лот, о котором
говорит эта история, напился до того, что он «не знал, когда она легла и когда
встала». Человек полностью потерял контроль над собой. Из-за чего? Из-за вина.
Вряд ли Питер
Пауль Рубенс думал о пропаганде здорового образа жизни. Скорее всего, он
пытался передать содержание мифов о
Вакхе. Получилось так, что его персонажи не вызывают симпатий, а в
целом его полотна – как прогноз больших и маленьких неприятностей, которые ждут
любителей попоек.
No comments:
Post a Comment