У древних греков была богиня Артемида (в римском варианте – Диана): «Диана
-Артемида всегда юная богиня охоты, плодородия, женского целомудрия,
покровительница всего живого на Земле, дающая счастье в браке и помощь при
родах. Её прислужницами были 60 океанид и 20 нимф.
Получила в подарок от Пана 12 псов. Охотясь
на зайцев, радуется виду заячьей крови.
Артемида - вечная дева. Её нимфы также дают обет безбрачия, а та,
которая нарушает его - строго карается.»
Она считалась образцом женственности. Ее рисовали, лепили, вырубали из мрамора
во все времена – идеал красоты на давал покоя художникам и скульпторам.
И Рубенс не остался в стороне: «Диана отправляется на охоту», «Диана, нимфы
и фавны», «Диана возвращается с охоты»… Прекрасные лица, прекрасные
тела! Где-то обнаженные совсем, где-то
прикрытые.Ну, кто откажется от такого зрелища? Разве что какой-нибудь фанатичный
монах! А если эти шедевры собраны вместе – это же просто праздник!
Из жизнеописания Дианы не очень понятно, чем она занималась. Получается
так, что у нее было два вида занятий: отдых и охота. Для отдыха у нее, видимо,
было только одно место, которое описано у Овидия Назона. Это была пещера из
туфа с ручьем, в котором текла прозрачная вода, и водоемом, окаймленным свежей травой. Вокруг– сосновый лес и
кипарисы. Вот в этом ручье «богиня лесов, утомясь от охоты, обычно девичье тело свое обливала текучею влагой».
Нимфы ухаживают за богиней: кто-то забирает у нее лук и стрелы, кто-то
принимает ее одежду, кто-то приводит в
порядок ее волосы. Редкие минуты покоя
от досадных (а может быть, и не совсем досадных) фавнов!
(Все ли нимфы имеют собственные имена, установить трудно. Для
этого надо тщательно перечитать все древние источники, желательно – в оригинале.
А в «Википедии» всего около десятка имен. Есть ли у нимф какие-то атрибуты,
которые позволили бы отличить их одну от другой? Опять – таки, в «Википедии»
есть прямое указание только на одну. Если вы увидите в руках нимфы лук, то знайте,
что вы видите Кирену, она – лучница, «убийца львов».)
Но вот и фавны появились – и началась суета. Они пытаются утащить нимф
куда-то, кто-то схватился за копье – но до крови дело не дойдет, все кончится
мирно (по крайней мере, в мифах ничего нет о жертвах этой борьбы).
Рубенс. «Фавны пугают Диану и нимф».1638 год. 130х315
см, Прадо, Мадрид, Испания.
Еще полотно – почти идиллия : кто-то на земле, а кто-то уже в гостях у
фавнов на деревьях. Слева сидит пара:то ли он делает ей массаж, то ли заплетает
косу.
Рубенс. «Нимфы и сатиры». Фрагмент.
А что наверху творится – темный лес!
После отдыха Диана отправляется на охоту.На картине - и псы, которых она
получила в подарок от Пана, и копье, и нимфы. И, конечно, фавны, наглые и
приставучие! Им нет дела до того, что вокруг них есть еще кто-то. Вот он
схватил нимфу, да так, что бедная не знает, куда деваться! Уже и ногу задрал,
козлоногий!
Ее подружка смотрит на эту сцену с нескрываемым любопытством. И хочет показать происходящее третьей, пытается развернуть ее лицом к этой паре. А та, третья – во всеоружии, уж она-то постоит за себя: у нее серп. Скорее всего, это – предупреждение не в меру активным фавнам. Да и выражение лица у нее говорит: «Попробуй, сунься!»
Ее подружка смотрит на эту сцену с нескрываемым любопытством. И хочет показать происходящее третьей, пытается развернуть ее лицом к этой паре. А та, третья – во всеоружии, уж она-то постоит за себя: у нее серп. Скорее всего, это – предупреждение не в меру активным фавнам. Да и выражение лица у нее говорит: «Попробуй, сунься!»
Рубенс. «Диана идет на охоту».1615 год. 284х180 см, J. Paul Getty Museum, Los Angeles, USA.
Диана возвращается с охоты. Перед ней – фавн с грудой фруктов в подоле
натянутой на пояс шкуры, возле ног – собаки, сзади – три нимфы. Одна из них – с
луком (Кирена, «убийца львов»), та, что на переднем плане, несет колчан Дианы,
а на копье – заяц, подвешенный связанными ногами. Диана и нимфы устали, лица
невыразительные совершенно. Непонятно,
зачем фавн показывает Диане свой фруктовый набор: может быть, приглашает на
вакханалию? И фавн сзади с корзиной фруктов на голове – протягивает что-то
нимфе. (Тоже куда-то зовет? Нимфа , похоже, отнекивается. Может быть, валит все
на головную боль?) Возле ног фавна – пухленькие малыши. Слева – вроде как
крестьянин и крестьянка. Что они делают в этом волшебном мире – непонятно.
Рубенс. «Диана возвращается с охоты». Около
1615 года. 34х41 см, Fitzwilliam museum, Cambridge, UK.
А вот другая Диана возвращается с охоты (обе картины датированы 1615 годом).
На заднем плане – почти без перемен: фавн с корзиной фруктов протягивает нимфе гроздь винограда. Нимфа смотрит на него
с какой-то подозрительностью! Слева вместо крестьянина и крестьянки –
мужеподобное существо: не то фавн, не то человек. Справа от Дианы – нимфа, на
копье которой висит заяц, ее лицо обращено к зрителю.
Рубенс.
«Диана возвращается с охоты». 1615 год. 211х145 см National
Museum of Serbia, Belgrade.
Центр картины- сама Диана. Диана несет битую птицу. Как несет? В подоле.
Почему вдруг в подоле, можно было и в корзине. Нет, художник предпочел такое
решение, хотя оно кажется совершенно нелогичным. Уж если пошли на охоту –
должны были вернуться с добычей. Ведь охотиться пошла не крестьянка, а богиня!
Коль скоро должна была быть добыча – у богини как бы достаточно ума запастись
корзинкой. А Рубенс задрал ей подол. И только для того, чтобы показать ее мощные ноги! (Правильно, между прочим, сделал, ноги
достойны внимания!)
Куда смотрит богиня, почему она потупила свой взор (или направила, если
точнее)? Дело в том, что стоящий перед ней фавн, как и в предыдущей картине,
держит фрукты. Но в этом варианте, на этом полотне он поднял подол повыше. Вот
и получилось, что взгляд Дианы направлен вовсе не на фрукты!
А что произошло с Дианой? Когда шла на охоту – была стройной богиней. А
здесь? Пышная матрона! И вовсе не похоже, что она – девственница. Вот это заставляет задуматься: а почему вдруг? Как
получилось такое превращение? Что заставило художника из молодой, цветущей
девушки сделать зрелую женщину, чуть ли не мать многочисленного семейства?
Можно предположить, что был заказ на какой-то сюжет, скажем,
«Диана-охотница». Рубенс начал писать его с молодой натурщицы. А потом с ней (с
натурщицей) что-то приключилось, а сроки поджимали. И пришлось ее заменить на ту, что оказалась рядом.
Но причина может быть и другой. Вот выдержка из письма Питера Пауля Рубенса
одному из своих посредников: «Антверпен, 13 сентября 1621 г. Эта картина будет
исполнена мной собственноручно, без малейшей примеси чужой работы, что я обещаю
Вам честным словом порядочного человека. Мне очень неприятно, что это дело причиняет
некоторое неудовольствие господину Карлтону, но он ни единожды не дал ясно
понять его, когда я настоятельно просил его объяснить, должна ли эта вещь
быть настоящим подлинником или может быть только тронута моей рукой…»
Таким образом, одна из версий: Диана написана не Рубенсом. Более того,
очень похоже, что и композиция была сделана другой рукой (если не вся, то в
какой-то части). Его ученик Якоб Иорданс (1593—1678) написал полотно «Аллегория
изобилия», которое датировано 1622 годом, спустя 7 лет после «Дианы». И если
поставить рядом головы женщин, то напрашивается предположение, что Диана - творение Йорданса. Видимо, выстроил композицию
и написал картину Йорданс, а Рубенс
только поправил.
Якоб Йорданс. Аллегория изобилия Земли. 1622
год.180х241 см, Королевские музеи изящных искусств. Брюссель.
Голова богини с картины Йорданса и
голова
Дианы с картины Рубенса
Диана отдыхает, идет на охоту, возвращается с охоты… Это – на полотнах.
А в залах музеев зрелищем божественной
красоты наслаждаются зрители.
No comments:
Post a Comment