Блог СОПЛИ

События Обобщения Предположения Ложь всякая Исследования

Thursday, September 7, 2017

«Диана» Рубенса. А только ли Рубенса?


У древних греков была богиня Артемида (в римском варианте – Диана): «Диана -Артемида всегда юная богиня охоты, плодородия, женского целомудрия, покровительница всего живого на Земле, дающая счастье в браке и помощь при родах. Её прислужницами были 60 океанид и 20 нимф. Получила в подарок от Пана 12 псов. Охотясь  на зайцев, радуется виду заячьей крови.   Артемида - вечная дева. Её нимфы также дают обет безбрачия, а та, которая нарушает  его - строго карается.» 

Она считалась образцом женственности. Ее рисовали, лепили, вырубали из мрамора во все времена – идеал красоты на давал покоя художникам и скульпторам. 
 
И Рубенс не остался в стороне: «Диана отправляется на охоту»,  «Диана, нимфы  и фавны», «Диана возвращается с охоты»… Прекрасные лица, прекрасные тела! Где-то обнаженные совсем, где-то  прикрытые.Ну, кто откажется от такого зрелища? Разве что какой-нибудь фанатичный монах! А если эти шедевры собраны вместе – это же просто праздник!

Из жизнеописания Дианы не очень понятно, чем она занималась. Получается так, что у нее было два вида занятий: отдых и охота. Для отдыха у нее, видимо, было только одно место, которое описано у Овидия Назона. Это была пещера из туфа с ручьем, в котором текла прозрачная вода, и водоемом, окаймленным  свежей травой. Вокруг– сосновый лес и кипарисы. Вот в этом ручье «богиня лесов, утомясь от охоты, обычно  девичье тело свое обливала текучею влагой». Нимфы ухаживают за богиней: кто-то забирает у нее лук и стрелы, кто-то принимает ее одежду, кто-то  приводит в порядок  ее волосы. Редкие минуты покоя от досадных (а может быть, и не совсем досадных) фавнов!

(Все ли нимфы имеют собственные имена, установить трудно.  Для  этого надо тщательно перечитать все древние источники, желательно – в оригинале. А в «Википедии» всего около десятка имен. Есть ли у нимф какие-то атрибуты, которые позволили бы отличить их одну от другой? Опять – таки, в «Википедии» есть прямое указание только на одну.  Если вы увидите в руках нимфы лук, то знайте, что вы видите Кирену, она – лучница, «убийца львов».)

Но вот и фавны появились – и началась суета. Они пытаются утащить нимф куда-то, кто-то схватился за копье – но до крови дело не дойдет, все кончится мирно (по крайней мере, в мифах ничего нет о жертвах этой борьбы).


Рубенс. «Фавны пугают Диану и нимф».1638 год. 130х315 см, Прадо, Мадрид, Испания.

Еще полотно – почти идиллия : кто-то на земле, а кто-то уже в гостях у фавнов на деревьях. Слева сидит пара:то ли он делает ей массаж, то ли заплетает косу.



Рубенс. «Нимфы и сатиры».1635 год. 140х167 см, Прадо, Мадрид, Испания.



Рубенс. «Нимфы и сатиры». Фрагмент.

А что наверху творится – темный лес!

После отдыха Диана отправляется на охоту.На картине - и псы, которых она получила в подарок от Пана, и копье, и нимфы. И, конечно, фавны, наглые и приставучие! Им нет дела до того, что вокруг них есть еще кто-то. Вот он схватил нимфу, да так, что бедная не знает, куда деваться! Уже и ногу задрал, козлоногий! 

Ее подружка смотрит на эту сцену с нескрываемым любопытством. И хочет показать происходящее третьей, пытается развернуть ее лицом к этой паре. А та, третья  – во всеоружии, уж она-то постоит за себя: у нее серп. Скорее всего, это – предупреждение не в меру активным фавнам. Да и выражение лица у нее говорит: «Попробуй, сунься!»  



Рубенс. «Диана идет на охоту».1615 год. 284х180 см, J. Paul Getty Museum, Los Angeles, USA.

Диана возвращается с охоты. Перед ней – фавн с грудой фруктов в подоле натянутой на пояс шкуры, возле ног – собаки, сзади – три нимфы. Одна из них – с луком (Кирена, «убийца львов»), та, что на переднем плане, несет колчан Дианы, а на копье – заяц, подвешенный связанными ногами. Диана и нимфы устали, лица невыразительные совершенно.  Непонятно, зачем фавн показывает Диане свой фруктовый набор: может быть, приглашает на вакханалию? И фавн сзади с корзиной фруктов на голове – протягивает что-то нимфе. (Тоже куда-то зовет? Нимфа , похоже, отнекивается. Может быть, валит все на головную боль?) Возле ног фавна – пухленькие малыши. Слева – вроде как крестьянин и крестьянка. Что они делают в этом волшебном мире – непонятно.



Рубенс. «Диана возвращается с охоты». Около 1615 года. 34х41 см, Fitzwilliam museum, Cambridge, UK.

А вот другая Диана возвращается с охоты (обе картины датированы 1615 годом). На заднем плане – почти без перемен: фавн с корзиной фруктов протягивает  нимфе гроздь винограда. Нимфа смотрит на него с какой-то подозрительностью! Слева вместо крестьянина и крестьянки – мужеподобное существо: не то фавн, не то человек. Справа от Дианы – нимфа, на копье которой висит заяц, ее лицо обращено к зрителю.



 Рубенс. «Диана возвращается с охоты». 1615 год. 211х145 см National Museum of Serbia, Belgrade.

Центр картины- сама Диана. Диана несет битую птицу. Как несет? В подоле. Почему вдруг в подоле, можно было и в корзине. Нет, художник предпочел такое решение, хотя оно кажется совершенно нелогичным. Уж если пошли на охоту – должны были вернуться с добычей. Ведь охотиться пошла не крестьянка, а богиня! Коль скоро должна была быть добыча – у богини как бы достаточно ума запастись корзинкой. А Рубенс задрал ей подол. И только для  того, чтобы показать ее мощные ноги!  (Правильно, между прочим, сделал, ноги достойны внимания!)

Куда смотрит богиня, почему она потупила свой взор (или направила, если точнее)? Дело в том, что стоящий перед ней фавн, как и в предыдущей картине, держит фрукты. Но в этом варианте, на этом полотне он поднял подол повыше. Вот и получилось, что взгляд Дианы направлен вовсе не на фрукты!

А что произошло с Дианой? Когда шла на охоту – была стройной богиней. А здесь? Пышная матрона! И вовсе не похоже, что она – девственница. Вот это  заставляет задуматься: а почему вдруг? Как получилось такое превращение? Что заставило художника из молодой, цветущей девушки сделать зрелую женщину, чуть ли не мать многочисленного семейства?

Можно предположить, что был заказ на какой-то сюжет, скажем, «Диана-охотница». Рубенс начал писать его с молодой натурщицы. А потом с ней (с натурщицей) что-то приключилось, а сроки поджимали. И пришлось ее заменить  на ту, что оказалась рядом. 

Но причина может быть и другой. Вот выдержка из письма Питера Пауля Рубенса одному из своих посредников: «Антверпен, 13 сентября 1621 г. Эта картина будет исполнена мной собственноручно, без малейшей примеси чужой работы, что я обещаю Вам честным словом порядочного человека. Мне очень неприятно, что это дело причиняет некоторое неудовольствие господину Карлтону, но он ни единожды не дал ясно понять его, когда я настоятельно просил его объяснить, должна ли эта вещь быть настоящим подлинником или может быть только тронута моей рукой…»

Таким образом, одна из версий: Диана написана не Рубенсом. Более того, очень похоже, что и композиция была сделана другой рукой (если не вся, то в какой-то части). Его ученик Якоб Иорданс (1593—1678) написал полотно «Аллегория изобилия», которое датировано 1622 годом, спустя 7 лет после «Дианы». И если поставить рядом головы женщин, то напрашивается предположение, что Диана  - творение Йорданса. Видимо, выстроил композицию и написал картину Йорданс, а Рубенс  только  поправил.



Якоб Йорданс. Аллегория изобилия Земли. 1622 год.180х241 см, Королевские музеи изящных искусств. Брюссель.


                             
                       Голова богини с картины Йорданса и 
                          голова Дианы с картины Рубенса     


Диана отдыхает, идет на охоту, возвращается с охоты… Это – на полотнах. А  в залах музеев зрелищем божественной красоты наслаждаются зрители.

No comments:

Post a Comment

Рубенс. Церера и две нимфы

  Рубенс. Церера и две нимфы