Все, что написано ниже, - плод воображения. Но воображения, основанного на фактах.
В 1600 году Рубенс прибывает в Мантую, ко двору герцога Винченцо Гонзага, затем по заданию своего работодателя отправляется в Рим, в Венецию, во Флоренцию, где делает копии с картин прославленных художников.
Франс Поурбус младший, Портрет Винченцо Гонзаго, 1600, 108х88 см, Kunsthistorisches Museum Wien, Gemäldegalerie, Австрия
Рубенсу 23 года, он молод, красив, обаятелен, неженат, одинок. Он представлен ко всем дворам правителей как художник и как знаток древностей. Надо думать, что его личные достоинства вызывали к нему симпатии всех окружающих. Без сомнения, и женщин, с которыми ему приходилось встречаться по роду обязанностей.
К сожалению, написанные до 1609 года произведения доступны для обозрения только в ничтожной части. При его скорости работы он должен был выдать за 9 лет работы сотни полотен и рисунков. Где это все сейчас?
Рубенс, Автопортрет с мантуанскими друзьями, 1606,
77,5 х 101 см, Музей Вальраф — Рихартц, Кельн, Германия
Флоренция. У великого герцога Тосканы Фердинандо 1 нестарая жена (что-то под 40) и воспитанница – племянница, дочь старшего брата Мария де Медичи (25 лет). Она недурна собой, вероятно, скучает.
Сколько времени Рубенс провел при дворе Фердинандо – неизвестно. В 1600 году Марию выдают замуж за Генриха 1У, и Рубенс присутствует на свадебной церемонии.
Scipione Pulzone, Мария де Медичи, Марии 14-16 лет (по виду), Arezzo, Museo Casa Vasari (in deposito dalle Gallerie Fiorentine), Италия
«Пейреск - Рубенсу
Париж. 27 октября 1622 г. [итал.]
Дражайший Синьор.
... Я с удовольствием узнал, что Вы присутствовали при венчании Королевы-Матери в Санта Мария дель Фьоре...»
Джакопо Чименти, Брак по доверенности, 1600 год, галерея Уффици, Флоренция, Италия
Придворный живописец Джакопо Чименти запечатлел это событие – и на его картине у Марии четко вырисовывается животик! А его наличие подчеркивается жестом беременной, которая успокаивает шевелящийся в чреве плод!
Джакопо Чименти, Брак по доверенности, фрагмент
(Естественно спросить, а почему Чименти не «поправил» фигуру? Вероятно, для этого было несколько причин. Первая – все было настолько очевидно, что отход от действительности мог иметь для художника непредсказуемые последствия. Вторая – мужское окружение могло и не подозревать об истинном положении дел просто в силу того, что общение с женской половиной в таких семьях не было очень тесным и каждодневным. Поэтому слегка располневшая девица могла и не навлечь на себя вопросы о случившейся полноте. Поправилась – и поправилась!)
Мария так спешила к своему супругу, что прибыла в Марсель всего через месяц после этого события (сколько можно было сделать за месяц!). А потом прошел еще месяц, пока она свиделась со своим блудливым супругом.
Слава Богу, она забеременела почти сразу. И в положенный срок родила Людовика ХШ.
А дальше – события принимают интересный оборот. Рубенс оставался в Италии до 1609 года, после возвращения в Антверпен женился на Изабелле Брандт, творил картины и детей. Изабелла умерла в 1626 году. Можно предположить, что она долго и тяжело болела (судя по портрету 1621 года).
Рубенс, портрет Изабеллы Брандт, 1621 год, Британский музей, Лондон, Англия
В 1622 году Мария Медичи решает создать себе памятник – построить дворец и украсить его историей своей жизни. В это время у нее уже был круг художников, которые писали ее портреты и украшали ее быт (о них упоминает Перейск в своих письмах Рубенсу). Но королева вспомнила о Рубенсе.
Вряд ли она забыла молодого красавца, который появился около нее 20 с лишком лет назад. Она приглашает его, они составляют перечень картин, которые должен написать Рубенс, описывают подробно содержание каждой картины.
Рубенс начинает работу с эскизов, с зарисовок. Королева на этих этюдах выглядит весьма непривлекательно.
Рубенс, этюды головы Марии Медичи, 1622 год, Лувр, Париж, Франция
Короткая жирная шея, второй подбородок, толстые щеки, заплывшие глазки, тусклый взгляд... правда, рот еще не тронула старость.
Но чуть позже, в том же 1622 году появляется портрет Марии Медичи.
Цветущая обаятельная женщина! Кто бы мог подумать, что с такими беспощадными набросками можно написать настолько очаровательный портрет?!
Это произвело на Марию впечатление. Она даже начала собирать эскизы, которые ей передавал Рубенс, с намерением сделать нечто вроде альбома. «Он сказал мне, что у Королевы есть шкатулка, где она держит все рисунки и планы своего дворца и всех относящихся к нему изображений, вплоть до орнаментов, лепнины и разбивки сада, и что она хочет добавить туда сборник всех рисунков Ваших картин, тщательно законченных и в полном порядке переплетенных в одну книгу». (Перейск – Рубенсу, 15 сентября 1622 года; «Он» - аббат де Сент Амбруаз).
Рубенс, портрет Марии Медичи, 1622 год, 130х108 см, Прадо, Мадрид, Испания
Рубенс, портрет Марии Медичи, фрагмент
Перейск (Nicholas-Claude Fabri de Peiresc, 1580-1637, один из ближайших друзей Рубенса)
Клод Магиус, аббат де Сен-Амбруаз, казначей Марии Медичи. Гравюра Лукаса Востермана
Мало того, в Люксембургском дворце для Рубенса освободили апартаменты как раз над покоями королевы.
Рубенс продолжает работу над галереей. Мария – в разных видах, в разном окружении. Но самый интересный, с моей точки зрения, момент – представление Генриху 1У портрета невесты. Как великолепна Мария! Генрих даже глаза закатил от удовольствия!
Но и это не все: она очень схожа с портретом, который был нарисован до 1600 года в Италии.
Рубенс, Представление портрета Марии Медичи Генриху 1У, 1625, 394х295 см, Лувр, Париж, фрагмент
Может быть, Мария привезла с собой копию или оригинал. А может быть, Рубенс ее такой и запомнил?
Работа над галереей продвигается, Рубенс привозит королеве на просмотр написанные полотна. Мария – в восторге: ее никто и никогда не рисовал так, как это сделал Рубенс.
Вот отрывок из письма Перейска:
«Пейреск – Гуиди ди Баньо
Париж, 16 июня 1623 г. [итал.]
Наконец-то Королева-Мать специально приехала из Фонтенбло, чтобы увидеть картины господина Рубенса. Она осталась довольна сверх всякой меры, назвала его первым в его искусстве из всех людей на свете и обращалась с ним с величайшей благосклонностью.»
При всей благосклонности королевы Рубенс не получает от нее обещанной платы (во всяком случае, в оговоренные сроки). Он неоднократно упоминает об этом в письмах. Так ли это было на самом деле или эти жалобы были прикрытием связи художника и королевы?
В самом деле, если просмотреть портреты, написанные Рубенсом, далеко не все из них дышат таким обаянием, как портреты королевы. Его работы светятся только тогда, когда у художника – особое (можно сказать смело – влюбленное) отношение к модели.
Работа над галереей Медичи длилась три года – с 1622 по 1625. Рубенс курсировал между Антверпеном и Парижем. Он увозил с собой одобренные эскизы, привозил готовые полотна.
У этой серии картин должно было быть продолжение, прославляющее Генриха 1У, но Мария Медичи утратила власть, и продолжения не было.
По стечению обстоятельств королева, изгнанная в конце своей жизни из Франции, умерла в доме Рубенса в Кельне (в этом доме Рубенс провел свое детство). Вот таким мистическим образом замкнулось кольцо событий.
Так было или не было? Картины говорят – было!
No comments:
Post a Comment