У Рубенса есть картина, которая называется «Анжелика и отшельник». Как-то по названию сразу проявляются сцены из средневековой поэмы Ариосто «Неистовый Роланд». Надо сказать, что и сама поэма может быть названа неистовой: столько там героев, дейстующих лиц всяких приключений! Не перечесть. Причем так: одно приключение еще не закончилось – началось другое. Еще не улеглись в памяти имена героев – появляется куча новых. Эти герои не успели сесть на коней в Европе – как росчерком пера автор отправляет их куда-нибудь в Индию, а того лучше – в Китай.
Вот что пишет Ариосто:
«Мне припомнилась милая Анжелика:
Как она от него пустилась в бегство
И в том бегстве повстречала
отшельника.»
Анжелика возникла внезапно, но по ходу повествования становится ясно, что ее преследует (или ей так кажется) Ринальд. Он влюблен в нее до безумия, он крушит все на своем пути, преследуя её. Дело происходит в Испании, бежит она во Францию (ближе укрыться просто негде!). Она пробивается к морю, расспрашивая у всех и каждого, как туда добраться.
И тут ей попадается отшельник, старик, воспламенившийся при виде молодой красавицы. В его голове зреет план: заманить, уговорить, соблазнить! Он ей что-то объясняет, а сам (о, коварный!) призывает на помощь адские силы. К нему приходит хоровод чертенят, одного из которых старик уговаривает вселиться в лошадь, на которой едет Анжелика. И этот бес сначала тащит молодицу в море, а потом – на берег, в обозначенное этим подобием дьявола место.
Это продолжается несколько дней. Измотанная борьбой с лошадью, Анжелика уже не кажется живой: «Женщина ли это, живая и во плоти, Или камень, крашеный под женщину». Рыдания, слезы, упреки к судьбе:
«Ты гнала меня из царского дома,
И нет мне пути назад;
Ты взяла мою честь, и это горше:
Нет на мне греха,
Но каждый недобрый скажет:
Я бездомна, а стало быть, бесстыдна.»
Она перечисляет все свои потери и спрашивает, зачем она осталась живой, почему море не стало ей могилой?
«Для каких еще мук
Бережешь ты меня в живых?»
В это время появляется ее Иван Сусанин, отшельник. Он терпеливо ждал своего часа, когда Анжелика выплывет на берег. Он изображает из себя само смирение, и Анжелика понемного приходит в себя. Она начинает рассказывать ему свои приключения, а он?
«Говорит ей старец утешные слова,
Благолепные и добрые,
А повадливой рукой
То ей тронет грудь, то влажные щеки,
А потом забирает смелей,
А она осторожно негодует,
Кулачком колотит ему в грудь, отбивается,
И в лице ее — честный румянец.»
Старик, не долго думая, достает какое-то зелье, брызгает ей в глаза – и она уже спит перед ним.
«Он ее обнимает, гладит всласть,
Она спит и не в силах противиться;
Он целует ее в рот, целует в грудь —
Их в укромном месте никто не видит.
Но споткнулся его конек,
Был он телом слабей желания...
Седок пробует и так и сяк —
Все не вскинуть ему ленивца:
Тщетно он затягивает узду —
Тот не вздымет понурую голову.
Наконец, без сил
Рядом с сонною он падает в сон...»
Не судьба. Только распалился - и утомился. И Анжелика не понесла нежеланного урона.
Подытожим: красавица и старик, берег моря, она только что из воды, после путешествия в неделю. А что мы видим на картине? Роскошная подушка. Яркокрасное покрывало. Газовая накидка. Старик, действительно, древний: горбатый, с впалыми щеками. Да еще, наверное, беззубый (тут уж, конечно, без снотворного не обойтись).
Она разметалась так, как будто ей жарко. А он – в своей отшельнической робе, с капюшоном. Ну, куда с холодной кровью к такой горячей красавице?
Сюжет достаточно распространенный, в разных вариантах он повторяется у разных художников, и у Рубенса есть несколько полотен с тем же мотивом. Но этот случай интересен тем, что название определяет картину как эпизод определенного сочинения. А содержание не подтверждает этого!
Рубенс, Отшельник и спящая Анжелика, 1626, 43х65 см, Kunsthistorisches Museum, Вена, Австрия
Вам не кажется, что усыпленный человек не может так безмятежно спать? И вообще, тот, кто только что заснул, не лежит в такой раскиданной позе. Между прочим, после шести дней в море как должны выглядеть волосы Анжелики?
Художник изобразил ее так, что зритель вообще не видит прически (если не разглядывает картину очень внимательно). Взгляд сначала падает на живот и ниже, потом на грудь, на голову девушки и ее волосы. Только после этого начинает проявляться старец. Ну, а для того, чтобы разглядеть беса, который его попутал, надо присмотреться к правому верхнему углу.
Несколько странно выглядит большая подушка под Анжеликой. Вроде подушка, а посмотришь внимательнее – напоминает дельфина. И даже скорее какое-то чудище: то ли хвост, то ли ус у нее под рукой и какое-то подобие глаза (или еще чего-нибудь). Из-под красного одеяла под Анжеликой выглядывает какое-то животное с плоской мордой - не то бегемот, не то крокодил. А на что опирается бес? Похоже, что на ствол дерева. Но его рука почему-то лежит на подушке, как бы подвигая ее под Анжелику.
Что абсолютно точно – ни песка прибрежного, ни пещеры. Можно предположить, что это набросок, этюд (размер полотна 43х66 см). Связан ли он с «Неистовым Роландом»? Скорее нет, чем да. Вероятно, название «Анжелика и отшельник» дал не Рубенс, а коллекционеры, через чьи руки проходила картина. А нам только остается гадать: что хотел показать нам художник?
А может быть, Рубенс сам дал название картине? (Картина датируется 1626 годом - годом смерти Изабеллы, первой жены Рубенса. В эти годы Рубенс пишет историю Екатерины Медичи, и на его полотнах в количестве появляются те самые женщины, которых потом назовут «рубенсовскими»). Тогда обнажаются его скрытые страхи: а вдруг с ним будет то же самое, что с отшельником, что будет только желание, а возможности не будет?
Несколько странно выглядит большая подушка под Анжеликой. Вроде подушка, а посмотришь внимательнее – напоминает дельфина. И даже скорее какое-то чудище: то ли хвост, то ли ус у нее под рукой и какое-то подобие глаза (или еще чего-нибудь). Из-под красного одеяла под Анжеликой выглядывает какое-то животное с плоской мордой - не то бегемот, не то крокодил. А на что опирается бес? Похоже, что на ствол дерева. Но его рука почему-то лежит на подушке, как бы подвигая ее под Анжелику.
Что абсолютно точно – ни песка прибрежного, ни пещеры. Можно предположить, что это набросок, этюд (размер полотна 43х66 см). Связан ли он с «Неистовым Роландом»? Скорее нет, чем да. Вероятно, название «Анжелика и отшельник» дал не Рубенс, а коллекционеры, через чьи руки проходила картина. А нам только остается гадать: что хотел показать нам художник?
А может быть, Рубенс сам дал название картине? (Картина датируется 1626 годом - годом смерти Изабеллы, первой жены Рубенса. В эти годы Рубенс пишет историю Екатерины Медичи, и на его полотнах в количестве появляются те самые женщины, которых потом назовут «рубенсовскими»). Тогда обнажаются его скрытые страхи: а вдруг с ним будет то же самое, что с отшельником, что будет только желание, а возможности не будет?
А чертенок в углу – аллегория чего-то непотребного, грязного – уж не напоминание ли о греховности старческих желаний? Если это так, то и смутные фигуры – подушка и покрывало – выглядят как предупреждение о безобразных последствиях такой связи. И само полотно – очищение от греха и предупреждение самому себе?
No comments:
Post a Comment