Блог СОПЛИ

События Обобщения Предположения Ложь всякая Исследования

Tuesday, January 9, 2018

Рубенс, «Смерть Гиацинта». А где же цветок?


«Что же касается ветра Зефира и того, 
что будто бы Гиакинф был убит 
Аполлоном нечаянно, и сказания о цветке 
(гиацинте), то, может быть, все это было 
и иначе, но пусть будет так,
как об этом говорят.»

Павсаний «Описание Эллады»


Древнегреческий писатель Павсаний во П веке н.э. путешествовал по Греции и описывал те места, в которых он побывал. Достопримечательности, поверья, легенды. В его книгах есть такая запись: «Пьедестал этой статуи представляет форму жертвенника и говорят, что в нем был похоронен Гиакинф». Гиакинф – или Гиацинт – правнук самого Зевса. Это - из легенд, которые сложились в этом месте. «На жертвеннике сделаны изображения... Афродиты, Афины и Артемиды: они ведут на небо Гиакинфа...» На этом жертвеннике как бы соединились реальность и фантазия, жизнь и миф. Мало того, у спартанцев в честь красавца-мальчика был весенний праздник – гиацинтии.

Гиацинт - потомок властителей Спарты - был очень красивым юношей. Он погиб. И причиной его смерти была любовь. Любовь к нему двух богов: Аполлона и Зефира. Аполлон – олимпийский бог, охранитель стад, света, наук и искусств, врачеватель, предводитель и покровитель муз, дорог, путников и мореходов, предсказатель будущего. Зефир – это ветер, который в разных частях Средиземноморья бывает резким и холодным, теплым и ласкающим.

И тот, и другой старались добиться благосклонности мальчика. Аполлон, чтобы показать себя во всей красе, решил метнуть диск. Размахнулся, развернулся, диск полетел куда-то очень высоко.

«Первый метнул, раскачав, по пространству воздушному круг свой
Феб, и пред ним облака разделились от тяжести круга;
Времени много спустя, упадает на твердую землю
Тяжесть, паденьем явив сочетанье искусства и силы.»


Зефир решил подгадить своему сопернику, напрягся и дунул как следует. Но, видимо, переусердствовал или малость не рассчитал, не сделал поправку на силу своего дыхания. В итоге диск снесло, он начал падать очень близко от Гиацинта. Мальчик кинулся его ловить, но упустил, диск ударился о землю. Энергия удара была настолько велика, что диск подпрыгнул и пробил Гиацинту голову.

«Неосторожный тогда, любимой игрой возбуждаем,
Круг подобрать поспешил тенариец. Но вдруг содрогнулся
Воздух, и с крепкой земли диск прянул в лицо тебе прямо,
О, Гиацинт!»


(Тенариец – это сам Гиацинт, который жил на полуострове Тенар.)

Смерть не наступила мгновенно, какое-то время мальчик еще жил. Гиацинт умер на руках Аполлона:

«Побледнели они одинаково оба -
Отрок и бог. Он в объятия взял ослабевшее тело,
Он согревает его, отирает плачевные раны,
Тщится бегство души удержать, траву прилагая.
Все понапрасну: ничем уж его исцелить невозможно.»


(Аполлон не смог залечить рану. Наверное потому, что он был слишком разносторонним. Что ему и было поставлено на вид на собрании богов: «Аполлон пусть не исполняет сразу столько разных дел, но, выбрав что-нибудь одно, да будет пророком или музыкантом, или врачом.» Лукиан. «Собрание богов»)

Самое трагичное то, что бог не смог спасти своего возлюбленного. И Аполлон тяжело переживает:

«Гибнешь, увы, Эбалид, обманутый юностью ранней! -
Феб говорит. - Эта рана твоя - мое преступленье.
Ты - моя скорбь, погублен ты мной; с моею десницей
Смерть да свяжут твою. Твоих похорон я виновник!»


(Эбалид – это сам Гиацинт, потомок основателя Спарты Эбала)

Бог отправился бы за ним в подземное царство. Но он связан своим божественным положением, он бессмертен:

«О, если б жизнь за тебя мне отдать или жизни лишиться
Вместе с тобой! Но меня роковые связуют законы.»


Аполлон причитает над телом Гиацинта, а из раны сочится кровь. И происходит чудо: вырастает цветок:

«Кровь между тем, что, разлившись вокруг, мураву запятнала,
Кровью уже не была: блистательней червени тирской
Вырос цветок.»


(Червень тирская – красная краска из города Тир)

Аполлон как бы дает обещание всегда помнить мальчика – красавца:

«Вечно ты будешь со мной, на устах незабывших пребудешь;
Лиры ль коснется рука - о тебе запоют мои песни.
Будешь ты - новый цветок - мои стоны являть начертаньем.»


Овидий пишет, что лепестки цветка образуют первые буквы имени «Гиацинт». Сегодня разглядеть эти буквы не удается никому. По мнению знатоков нынешний гиацинт – не то, что был когда-то.

Этюд Рубенса «Смерть Гиацинта». Мальчик лежит рядом с тяжеленным диском, раненая голова – в луже крови. Над ним – Аполлон, как бы пытается остановить кровотечение. Глаза мальчика обращены на Аполлона, в них – ужас ожидания смерти. И тело уже изменило свой оттенок, оно заметно бледнее тела Аполлона. Безмолвный крик на устах... Гиацинт умер. 




Рубенс, Смерть Гиацинта, 1636 год, 14х14 см, Прадо, Мадрид, Испания. в числе других (одна из 60 картин) украшала Охотничий замок Филиппа IѴ Испанского в окрестностях Мадрида. 


В этюде нет цветка. Казалось бы, художник должен был дорисовать, дописать этот ключевой момент легенды - преображение крови в цветок. Что ему помешало? Почему это не случилось? Гиацинт очень красивый цветок и необычайно разнообразный – несколько тысяч сортов. А что было во времена Рубенса? Может ли быть, что в Нидерландах только слышали о таком цветке, но никогда его не видели? Вероятно. Потому что на картинах Яна Брейгеля Бархатного, который для Рубенса писал цветы, есть лилии, тюльпаны, колокольчики, пеоны, мальвы, а гиацинта нет.

Сегодня гиацинт радует своей красотой, невероятными оттенками, замысловатыми формами соцветий – этим любуются, этим наслаждаются. И иногда вспоминают легенду о происхождении цветка...


No comments:

Post a Comment

Рубенс. Церера и две нимфы

  Рубенс. Церера и две нимфы