«Что же касается ветра Зефира и того,
что будто бы Гиакинф был убит
Аполлоном нечаянно, и сказания о цветке
(гиацинте), то, может быть, все это было
и иначе, но пусть будет так,
как об этом говорят.»
Павсаний «Описание Эллады»
Гиацинт - потомок властителей Спарты - был очень красивым юношей. Он погиб. И причиной его смерти была любовь. Любовь к нему двух богов: Аполлона и Зефира. Аполлон – олимпийский бог, охранитель стад, света, наук и искусств, врачеватель, предводитель и покровитель муз, дорог, путников и мореходов, предсказатель будущего. Зефир – это ветер, который в разных частях Средиземноморья бывает резким и холодным, теплым и ласкающим.
И тот, и другой старались добиться благосклонности мальчика. Аполлон, чтобы показать себя во всей красе, решил метнуть диск. Размахнулся, развернулся, диск полетел куда-то очень высоко.
«Первый метнул, раскачав, по пространству воздушному круг свой
Феб, и пред ним облака разделились от тяжести круга;
Времени много спустя, упадает на твердую землю
Тяжесть, паденьем явив сочетанье искусства и силы.»
Зефир решил подгадить своему сопернику, напрягся и дунул как следует. Но, видимо, переусердствовал или малость не рассчитал, не сделал поправку на силу своего дыхания. В итоге диск снесло, он начал падать очень близко от Гиацинта. Мальчик кинулся его ловить, но упустил, диск ударился о землю. Энергия удара была настолько велика, что диск подпрыгнул и пробил Гиацинту голову.
«Неосторожный тогда, любимой игрой возбуждаем,
Круг подобрать поспешил тенариец. Но вдруг содрогнулся
Воздух, и с крепкой земли диск прянул в лицо тебе прямо,
О, Гиацинт!»
(Тенариец – это сам Гиацинт, который жил на полуострове Тенар.)
Смерть не наступила мгновенно, какое-то время мальчик еще жил. Гиацинт умер на руках Аполлона:
«Побледнели они одинаково оба -
Отрок и бог. Он в объятия взял ослабевшее тело,
Он согревает его, отирает плачевные раны,
Тщится бегство души удержать, траву прилагая.
Все понапрасну: ничем уж его исцелить невозможно.»
(Аполлон не смог залечить рану. Наверное потому, что он был слишком разносторонним. Что ему и было поставлено на вид на собрании богов: «Аполлон пусть не исполняет сразу столько разных дел, но, выбрав что-нибудь одно, да будет пророком или музыкантом, или врачом.» Лукиан. «Собрание богов»)
Самое трагичное то, что бог не смог спасти своего возлюбленного. И Аполлон тяжело переживает:
«Гибнешь, увы, Эбалид, обманутый юностью ранней! -
Феб говорит. - Эта рана твоя - мое преступленье.
Ты - моя скорбь, погублен ты мной; с моею десницей
Смерть да свяжут твою. Твоих похорон я виновник!»
(Эбалид – это сам Гиацинт, потомок основателя Спарты Эбала)
Бог отправился бы за ним в подземное царство. Но он связан своим божественным положением, он бессмертен:
«О, если б жизнь за тебя мне отдать или жизни лишиться
Вместе с тобой! Но меня роковые связуют законы.»
Аполлон причитает над телом Гиацинта, а из раны сочится кровь. И происходит чудо: вырастает цветок:
«Кровь между тем, что, разлившись вокруг, мураву запятнала,
Кровью уже не была: блистательней червени тирской
Вырос цветок.»
(Червень тирская – красная краска из города Тир)
Аполлон как бы дает обещание всегда помнить мальчика – красавца:
«Вечно ты будешь со мной, на устах незабывших пребудешь;
Лиры ль коснется рука - о тебе запоют мои песни.
Будешь ты - новый цветок - мои стоны являть начертаньем.»
Овидий пишет, что лепестки цветка образуют первые буквы имени «Гиацинт». Сегодня разглядеть эти буквы не удается никому. По мнению знатоков нынешний гиацинт – не то, что был когда-то.
Этюд Рубенса «Смерть Гиацинта». Мальчик лежит рядом с тяжеленным диском, раненая голова – в луже крови. Над ним – Аполлон, как бы пытается остановить кровотечение. Глаза мальчика обращены на Аполлона, в них – ужас ожидания смерти. И тело уже изменило свой оттенок, оно заметно бледнее тела Аполлона. Безмолвный крик на устах... Гиацинт умер.
Рубенс, Смерть Гиацинта, 1636 год, 14х14 см, Прадо, Мадрид, Испания. в числе других (одна из 60 картин) украшала Охотничий замок Филиппа IѴ Испанского в окрестностях Мадрида.
В этюде нет цветка. Казалось бы, художник должен был дорисовать, дописать этот ключевой момент легенды - преображение крови в цветок. Что ему помешало? Почему это не случилось? Гиацинт очень красивый цветок и необычайно разнообразный – несколько тысяч сортов. А что было во времена Рубенса? Может ли быть, что в Нидерландах только слышали о таком цветке, но никогда его не видели? Вероятно. Потому что на картинах Яна Брейгеля Бархатного, который для Рубенса писал цветы, есть лилии, тюльпаны, колокольчики, пеоны, мальвы, а гиацинта нет.
Сегодня гиацинт радует своей красотой, невероятными оттенками, замысловатыми формами соцветий – этим любуются, этим наслаждаются. И иногда вспоминают легенду о происхождении цветка...
No comments:
Post a Comment