Блог СОПЛИ

События Обобщения Предположения Ложь всякая Исследования

Thursday, March 1, 2018

Рубенс. «Четыре философа». О чем говорят тюльпаны?


«В года разлук, в года смятений, 
Когда свинцовые дожди
Лупили так по нашим спинам, 
Что снисхождения не жди, 
И командиры все охрипли...
Тогда командовал людьми
Надежды маленький оркестрик
Под управлением любви»

Булат Окуджава.


«Пусть, пока ты был на родине, судьба нередко противилась тому, чтобы мы были вместе, и то и дело лишала нас радости свидания. Но все же я знал, что ты живешь по соседству и в любое время можно с тобою увидеться, а это ослабляло ощущение разлуки. Пространства же, какие ныне нас разделяют, во много раз усилили мою тоску по тебе.

Любовь наша стремится быть первой и не желает знать соперников, права свои она уступит не охотнее, чем властитель свой трон и жених брачное ложе. Прощай, мой драгоценный.»


(Из письма Филиппа 21 мая 1601 года, Лувен)


Фландрия. 60 километров отделяют Антверпен от Лувена (Leuven). По нынешним меркам – не расстояние, если ехать на автомобиле или на поезде. А на лошадях? Полдня езды. Каждый день не поездишь, чтобы повидаться с близкими. Недалеко – но и не рядом.

Питер учился и работал в Антверпене, Филипп, его старший брат, после латинской школы поехал учиться в университет в Лувене, получать юридическое образование. В университете в это время преподавал Юстус Липсиус (1547-1606) – философ, филолог, последователь Сенеки. Ян Вовериус был сокурсником и другом Филиппа.

Питер поехал в Италию работать у герцога Мантуанского, Филипп и Ян приезжали в Италию продолжать образование. В Риме состоялось знакомство Яна и Питера, и Питер написал его карандашный портрет (1602 год). Питер вернулся в Антверпен в 1609 году, Филипп – несколько раньше. Все время, пока братья были в разлуке, они писали друг другу письма, полные любви.

Еще одно доказательство духовной близости братьев - предисловие Филиппа к сборнику своих сочинений:

«Антверпен, 1608 г. [лат.]
[...] В завершение я добавляю сюда Элегию, обращенную к моему горячо любимому и желанному брату; это сочинение не новое или недавнее, оно написано три года назад, когда он плыл в Италию из Испании, куда он был послан. Я хочу запечатлеть здесь память о любви и душевной благодарности к тому, чья искусная рука, чье острое и верное суждение немало помогли мне в работе над моей книгой. [...]»

В 1610 году Питер пишет портрет Филиппа, который к тому времени стал городским секретарем Антверпена – вторым лицом в управлении городом. А через год Филипп скоропостижно умирает.

Тоска по Филиппу нашла выход: Питер создает картину «Четыре философа» (1611 год, Палаццо Пити, Флоренция, Италия). На полотне – сам Питер, Филипп, Юстус Липсиус (самый старший), Ян Вовериус. И есть еще один персонаж, который ушел в мир иной полторы тысячи лет назад – римский философ-стоик Сенека, бюст которого возвышается над всеми. Фон картины – развалины на Палатинском холме в Риме.


Рубенс, Четыре философа, 167х148 см, Galleria Querini Stampalia, Венеция, Италия

Старший из них – Юстус Липсиус – был их наставником, учителем. Скорее всего, Рубенс не был знаком с Липсиусом, его взгляды впитал Филипп. Он и заразил художника стоицизмом. 

В те годы Фландрия боролась за будущее. Философия Сенеки помогала пережить тяжелые повороты судьбы, осуществить мечты о лучшей жизни. (Вот как определяет основы стоицизма Википедия: «По представлениям стоиков всякое нравственное действие является ничем иным, как самосохранением и самоутверждением, и это увеличивает общее благо. Все грехи и безнравственные поступки — это саморазрушение, утрата собственной человеческой природы. Правильные желания и воздержания, поступки и дела — гарантия человеческого счастья, для этого надо всячески развивать свою личность в противовес всему внешнему, не склоняться ни перед какой силой.»)

Картина «Четыре философа» - как бы дань братской любви. И не только любви – но и признательности в том, что Филипп ввел Питера в круг интеллектуалов и дал ему возможность познать и впитать их философские взгляды. 

Питер объединил на картине близких по духу людей. Он скопировал свои работы - портреты Филиппа (1610 год), Яна Вовериуса, автопортрет. Юстуса Липсиуса пришлось писать с портрета работы Абрахама Яссенса (музей Платин-Моретус, Антверпен). Сенеку Питер рисовал с мраморного бюста во время пребывания в Риме.



Рубенс. Портрет Яна Вовериуса

Перед бюстом – тюльпаны, знак уважения к великому человеку. Два из них повыше, один из которых раскрылся больше и приувял. Оба с полосками -«сломанные» тюльпаны, в те времена – необычайно дорогие. Два других – желтый и красный. Желтый – закрыт совсем, а красный – только начинает раскрываться. Похоже, что тюльпаны соотносятся с людьми на картине: самый раскрывшийся – Юстус Липсиус, второй «сломанный» - Ян Вовериус, красный – Филипп и желтый – Питер. В то же время тюльпан - символ тогдашних Нидерландов.


Юстус Липсиус. Портрет работы Абрахама Яссенса

Если это так, становится ясным смысл картины: перед нами не только цветы, но и цвет страны.

Четыре человека, четыре личности. Их философские взгляды определяли их действия, направленные на благосостояние раздираемых войной Нидерландов. Во времена «свинцовых дождей» их не покидали надежда и любовь. Они оставили яркий след в истории своей страны и в мировой культуре. 

Рубенсу и Вовериусу довелось прожить долгую жизнь: Рубенсу еще предстояло создать галерею Медичи, а Вовериусу – стать экономическим советником эрцгерцога Альберта, верховного правителя Нидерландов.

В этом портрете – написанное тюльпанами послание будущим поколениям: не падайте духом, не склоняйтесь перед обстоятельствами, совершенствуйтесь, любите.

No comments:

Post a Comment

Рубенс. Церера и две нимфы

  Рубенс. Церера и две нимфы