Творцы мифов Древней Греции лепили богов со своего окружения: вечные споры, любовные похождения, ревность, воровство, ложь. И когда погружаешься в эти легенды, кажется, что это большая семья, раздоры в которой ни к чему хорошему не приводят. С другой стороны, мифы наследили в истории культуры и науки.
События в семействах богов, полубогов и прочих таинственных обитателей Эллады вдохновляли и вдохновляют художников и скульпторов, наверное, потому что за их сказочной формой скрыты отношения между людьми, какая-то философия жизни.
Один из таких сюжетов – «Суд Париса». Что же это такое? Парис - сын троянского царя Приама и Гекубы. Его рождение сопровождалось настолько страшными пророчествами, что отец велел отнести сына в горы и там оставить (почему-то не дал приказ убить, видимо, пожалел). Главный пастух царя (во простота нравов – у царя был в те времена главный пастух!) выполнил приказ, но через пять дней решил проверить, что осталось от младенца. Младенец был жив, потому что его нашла и кормила медведица (как это установил пастух – не написано). Пастух забирает Париса к себе домой.
Прошло лет этак пятнадцать (или что-то около этого). Мальчик стал красивым и храбрым, за что и выбрала его нимфа Энона - дочь речного бога Кебрена, которая родила ему сына. Парис и Энона вместе пасли скот и охотились на горе Ида. Именно туда явился Гермес (покровитель стад, торговли, ловкости, обмана и даже воровства) и привел с собой трех олимпийских богинь: Геру – законную жену Зевса, Афину – первую дочь Зевса, (но не от Геры), и Афродиту – богиню любви (почему Зевсу в качестве судьи понадобился пастух – в легенде ни слова, ни полслова).
Гермес дал Парису золотое яблоко и указание Зевса разрешить ссору трех богинь – отдать какой-нибудь, на выбор бедного пастуха, богине. А яблоко это с нацарапанной надписью "Прекраснейшей" подбросила на какой-то свадьбе богиня раздора Эрида, из-за чего богини сильно повздорили (ну, всё как у людей!).
Представляете себе положение Париса: рассудить трех особ женского пола, одна из которых могущественнее другой ?!
Парис предложил богиням скинуть с себя все тряпки и прочие вещи, поскольку иначе пришлось бы судить красавиц по их одежке (Афродита должна была снять свой волшебный пояс, благодаря которому всякий влюблялся в ее обладательницу, а Афина - свой шлем). Напомню, что у Париса была прекрасная жена, но отказаться от такой возможности и чести – посмотреть на голых богинь - было выше его сил.
Первой вышла Гера, показалась вся и заявила, что если яблоко достанется ей, Парис будет самым могущественным. Следом появилась Афина с обещанием, что он будет побеждать во всех своих битвах, а также будет самым красивым и мудрым человеком в мире. Однако золотое яблоко Парис присудил Афродите, которая пообещала ему любовь самой красивой женщины на свете - Елены, жены спартанского царя Менелая (обратите внимание на эту деталь – Парису богиня обещает чужую жену!).
Итак – выбор в пользу любви: не надо ни могущества, ни ума, ни красоты – дайте любящую женщину!!! Последствия – самые неприятные: кражи, войны, убийства.
Петера Пауля Рубенса этот сюжет волновал до конца жизни. Первый вариант картины датирован 1597 годом (Рубенсу 20 лет). Слева Гермес одет и сидит, у Париса в правой руке яблоко, которое забирает его избранница Афродита.
Рубенс, Суд Париса, 1597 год, 134х175 см, Лондонская национальная галерея, Лондон, Англия
У Афродиты на лице – спокойная уверенность в собственных возможностях, Парис получит Прекрасную Елену! Гера страшно недовольна. Укоризна, гнев, недоумение, угроза - как можно отказаться от могущества? У Афины на картине нет лица, а на спине совершенно невозможно прочитать ее (Афины) чувства.
Еще правее сидят мужчина и женщина (может быть, они олицетворяют Землю и Воду?). Женщина как бы отворачивает лицо мужчины вправо, в сторону: мол, на что ты пялишься?
Следующий вариант картины – 1605 год.
Рубенс, Суд Париса. 1605 год, 89х114 см, Прадо, Мадрид, Испания
На картине слева на переднем плане спиной вполоборота сидит Парис, в левой руке – яблоко. Обнаженный Гермес стоит левее Париса. На то, что Парис – пастух, слабо намекает пес у его ног. Перед ними – богини. В центре – Афродита, слева от Афродиты – Гера, справа боком к зрителю – Афина, у ее ног – щит и шлем. Амурчики (или кто там еще) помогают богиням освободиться от драпировок. И богини явно сопротивляются этому (пожалуй, только Афродита не препятствует обнажению: понимает, что она так лучше, чем в тряпках).
Парис в сомнении: он отдает яблоко – и получает врагов. А выбора нет. Он должен выполнить волю Зевса, он должен кому-то отдать этот золотой приз. И точно известно, что две обделенные будут ему за это мстить. Он еще не сделал свой выбор – но это состоится вот-вот!
Третий вариант картины: меньше фигур, появились овцы, на щите Афины – изображение Медузы Горгоны. Но изменилось не только это, изменилось и отношение художника к происходящему: он пишет Париса с яблоком в руке, которое он протягивает вперед, но не ясно – кому. И Гермес в напряженном ожидании! А дамы – без эмоций. С одной стороны, Парис как бы решение принял – он протягивает яблоко. Но это движение только начальное, богини еще не знают, кому оно достанется!
А на лице Париса – сомнение, хотя решение уже есть.
Четвертый вариант – 1639 год, написан за год до смерти художника. Опять Парис и Гермес слева. Но теперь яблоко держит Гермес. А Парис должен только назвать избранницу. Но посмотрите на его позу: он в глубоких раздумьях (не отсюда ли Огюст Роден взял позу своего «Мыслителя»?)! Он еще не решил, что выбрать: любовь, могущество или мудрость?
Почему художник не оставлял эту тему? Что было в ней привлекательного для него?
Несомненно, что в первом варианте картины предпочтение – в пользу любви. Во втором - надо было сделать выбор между могуществом, мудростью и любовью.
В 1636 году появляется третий вариант картины: у Париса на лице вопрос: «А я получу обещанное?»
1639 год – четвертый вариант картины: Парис в раздумьи.
В композициях картин – следы смены предпочтений художника. В молодости – любовь самое важное в жизни! Постарше – а любовь ли прежде всего? С возрастом – может быть, любовь и важна, но... А далее – глубокое сомнение в том, что для любви можно пожертвовать всем.
Четыре полотна. Одно совершеннее другого. Вся жизнь великого художника.
Парис в сомнении: он отдает яблоко – и получает врагов. А выбора нет. Он должен выполнить волю Зевса, он должен кому-то отдать этот золотой приз. И точно известно, что две обделенные будут ему за это мстить. Он еще не сделал свой выбор – но это состоится вот-вот!
Третий вариант картины: меньше фигур, появились овцы, на щите Афины – изображение Медузы Горгоны. Но изменилось не только это, изменилось и отношение художника к происходящему: он пишет Париса с яблоком в руке, которое он протягивает вперед, но не ясно – кому. И Гермес в напряженном ожидании! А дамы – без эмоций. С одной стороны, Парис как бы решение принял – он протягивает яблоко. Но это движение только начальное, богини еще не знают, кому оно достанется!
Рубенс . Суд Париса. 1632 год, 145х194 см, Лондонская национальная галерея, Лондон, Англия
А на лице Париса – сомнение, хотя решение уже есть.
Четвертый вариант – 1639 год, написан за год до смерти художника. Опять Парис и Гермес слева. Но теперь яблоко держит Гермес. А Парис должен только назвать избранницу. Но посмотрите на его позу: он в глубоких раздумьях (не отсюда ли Огюст Роден взял позу своего «Мыслителя»?)! Он еще не решил, что выбрать: любовь, могущество или мудрость?
Рубенс, Суд Париса, 1639, 199х381, Прадо, Мадрид, Испания
Почему художник не оставлял эту тему? Что было в ней привлекательного для него?
Несомненно, что в первом варианте картины предпочтение – в пользу любви. Во втором - надо было сделать выбор между могуществом, мудростью и любовью.
В 1636 году появляется третий вариант картины: у Париса на лице вопрос: «А я получу обещанное?»
1639 год – четвертый вариант картины: Парис в раздумьи.
В композициях картин – следы смены предпочтений художника. В молодости – любовь самое важное в жизни! Постарше – а любовь ли прежде всего? С возрастом – может быть, любовь и важна, но... А далее – глубокое сомнение в том, что для любви можно пожертвовать всем.
Четыре полотна. Одно совершеннее другого. Вся жизнь великого художника.
No comments:
Post a Comment