Блог СОПЛИ

События Обобщения Предположения Ложь всякая Исследования

Wednesday, April 18, 2018

Рубенс. «Похищение дочерей Левкиппа». Что происходит? Крадут невест!



Рубенс, Похищение дочерей Левкиппа, 1617 год, 224х211, Старая пинакотека, Мюнхен, Германия

Зритель, который первый раз подходит к этому полотну (оно написано в 1617-1618 г.г., Рубенсу 40 лет) или первый раз видит репродукцию картины, прежде всего читает название: «Похищение дочерей Левкиппа».

Если он (зритель) знаком с греческой мифологией, то ему как бы понятно, кто перед ним: братья-близнецы Кастор и Поллукс и их двоюродные сестры – дочери их дяди Левкиппа - Феба и Гилайера. Эти две сестры одновременно и невесты Идаса и Линкея - двоюродных братьев Кастора и Поллукса. (Это сложновато описать в двух словах, но попробую: братья крадут невест у своих братьев, а невесты одновременно сестры и тем, и другим. Родство не прямое, а двоюродное.) Место действия - Спарта.

Женщины более чем средней упитанности. Мужчины мощного телосложения, совершенно не похожи друг на друга, хотя и вылупились из одного яйца, которое снесла Леда. А Леда снесла яйцо не от кого-нибудь, а от самого Зевса, который упал на нее в виде лебедя. Поэтому у братьев есть еще одно имя – Диоскуры, что в переводе с древнегреческого означает «сыновья Зевса».

Один спешенный, другой – на коне. Всадник - это Кастор, он укротитель коней. Спешенный – кулачный боец Полидевк (или Поллукс, что одно и то же). Видимо, одну из девушек, которую они уже держат на руках, братья пытаются усадить на коня. Другую ставит на ноги Поллукс. Ту, которую подняли, зовут Гилайера, а вторую, сами понимаете, Феба.

(Маленькое отступление. Древние источники никаким образом не определяют возраст героев этого мифа. Возможно, что мужчинам немного за 30, а девушкам 15-16 лет: таков по Платону брачный возраст тех времен.)

Происходит все это не в доме, не в усадьбе. Совершенно открытая местность. Время кражи (судя по тени) – около полудня. Что делали в поле девушки в такое время и в таком виде– неизвестно. Но выглядят они достаточно соблазнительно.

По выражению их лиц трудно сказать, что испытывают девицы. Ни испуга, ни ужаса. Может быть, братья с ними заранее договаривались о свидании? Может быть, девушки накануне свадьбы решили отвести душу (а заодно и тело)? А тут – вот тебе и на! – их грузят на лошадей и пытаются увезти.

Было у них до момента, изображенного на картине, что-нибудь или нет? С одной стороны, Кастор уже в полных доспехах. Да и Полидевк в ботинках и в тоге. Вероятно, все-таки что-то было. И только после этого (дамы, видимо, задремали), отлучившись на минутку, братья оделись, пошли к лошадям и вернулись за добычей. Полидевк спешился и начал грузить. А девушки еще сонные, не совсем понимают, что от них еще хотят. Кажется, они даже кричали (иначе с чего бы лошадь встала на дыбы). Может быть, они звали на помощь. Одумались! Раньше надо было думать о последствиях!

Похоже, они только слегка озадачены, нет и следа их сопротивления: они не отталкивают похитителей, они не тянут их за волосы или за другие места. Удивление, изумление – да, но все не так уж и страшно!

За рамкой картины остается мотив кражи. Это была ссора между двоюродными братьями: невест украли не из любви, а из желания отомстить за обиду. Но Рубенс решил, что надо придать умыканию любовную окраску: над лошадьми летают амурчики. (Уверенно можно утверждать, что Рубенс достаточно хорошо знал историю Древнего Мира. Именно поэтому девушки оказались в чистом поле).

Прямого указания на свободу добрачных отношений у греков нет, но есть подсказка. Историки пишут, что «отношения замужних женщин с мужчинами были менее свободны, чем отношения молодых девушек. На улицу женщины выходили не иначе, как в покрывалах, тогда как девушки ходили с незакрытыми лицами. Когда одного спартанца спросили о происхождении этого обычая, он ответил: «Девушке надо еще найти мужа, тогда как замужней женщине остается только сберечь того, который уже есть»». К тому же спартанское воспитание предполагало общение детей обоих полов. И надо полагать, что не все сохраняли себя до бракосочетания.

Девушки на картине - золотоволосые. Казалось бы, гречанки должны быть брюнетками. (Опять же историки пишут, что женщины использовали специальные составы для окрашивания волос в золотистый цвет.)

И почему похищение не вызвало активного сопротивления? Да потому, что похищение в те времена – это замужество. А замужество, как и рождение детей, в Древней Греции были религиозной обязанностью. И никто не спрашивал согласия на брак: крали, приводили в дом – и для женщины начиналась семейная жизнь. А жених просто должен был украсть невесту.

Возмездие последовало вскоре после этого. Смертный Кастор погиб. Поллукса тоже ожидала смерть, но Зевс дал ему бессмертие. И вот здесь самый значительный момент в истории: брат просит Зевса сохранить жизнь брату. Зевс ему говорит, что я могу дать ему (смертному) только половину твоей бессмертной жизни. То есть, полдня ты будешь проводить на Олимпе, а полдня – в царстве мертвых. И то же самое будет с Кастором. Поллукс согласился.

Именно это, бесконечная братская любовь, готовность жертвовать собой для брата и стала причиной того, что имена братьев остались в истории. Очень необычной, очень великой была жертва во имя братской любви!

Сами братья – далеко не образец благочестия: воры, почти бандиты, наемные солдаты. Но легенда их обожествляет. Художники творят их образ на протяжении всего времени существования мифа. Они и в статуях, и на монетах, и в росписях храмов, и в росписях ваз. Одни даже на небе (созвездие Близнецов). «Их чтили не только в Спарте, но и в Греции, и в Италии как богов-заступников, как помощников в бою и спасителей при кораблекрушениях.»

Все предыдущее касалось героев картины. А теперь - о самой картине.

Если верить историкам, спартанские девушки должны быть стройными, подтянутыми. А каких мы видим: раздавшихся, упитанных, можно сказать, роскошных девиц. Почему Рубенс отклонился от легенд о Спарте? Не нашел подходящих натурщиц? Или намеренно ушел от классических линий?

Но может быть и так: художник просто не мог нарисовать других! Именно такие ему нравились! (Кстати, вторая жена Рубенса, Елена Фоурмент, по комплекции очень схожа с дочерьми Левкиппа, но во время написания картины ей было всего 4 года).

Чем тронул великого мастера именно этот момент из жизни братьев: умыкание женщин. Быть может, и он считал, что женщину надо взять силой, украсть? Или потому, что за этой кражей последовала трагедия – смертельная схватка с двоюродными братьями?

А может быть, картина скрывает другой мотив, глубинный: завоевание женщины силой приводит к трагическим последствиям?

No comments:

Post a Comment

Рубенс. Церера и две нимфы

  Рубенс. Церера и две нимфы