Рубенс, Похищение дочерей Левкиппа, 1617 год, 224х211, Старая пинакотека, Мюнхен, Германия
Зритель, который первый раз подходит к этому полотну (оно написано в 1617-1618 г.г., Рубенсу 40 лет) или первый раз видит репродукцию картины, прежде всего читает название: «Похищение дочерей Левкиппа».
Если он (зритель) знаком с греческой мифологией, то ему как бы понятно, кто перед ним: братья-близнецы Кастор и Поллукс и их двоюродные сестры – дочери их дяди Левкиппа - Феба и Гилайера. Эти две сестры одновременно и невесты Идаса и Линкея - двоюродных братьев Кастора и Поллукса. (Это сложновато описать в двух словах, но попробую: братья крадут невест у своих братьев, а невесты одновременно сестры и тем, и другим. Родство не прямое, а двоюродное.) Место действия - Спарта.
Женщины более чем средней упитанности. Мужчины мощного телосложения, совершенно не похожи друг на друга, хотя и вылупились из одного яйца, которое снесла Леда. А Леда снесла яйцо не от кого-нибудь, а от самого Зевса, который упал на нее в виде лебедя. Поэтому у братьев есть еще одно имя – Диоскуры, что в переводе с древнегреческого означает «сыновья Зевса».
Один спешенный, другой – на коне. Всадник - это Кастор, он укротитель коней. Спешенный – кулачный боец Полидевк (или Поллукс, что одно и то же). Видимо, одну из девушек, которую они уже держат на руках, братья пытаются усадить на коня. Другую ставит на ноги Поллукс. Ту, которую подняли, зовут Гилайера, а вторую, сами понимаете, Феба.
(Маленькое отступление. Древние источники никаким образом не определяют возраст героев этого мифа. Возможно, что мужчинам немного за 30, а девушкам 15-16 лет: таков по Платону брачный возраст тех времен.)
Происходит все это не в доме, не в усадьбе. Совершенно открытая местность. Время кражи (судя по тени) – около полудня. Что делали в поле девушки в такое время и в таком виде– неизвестно. Но выглядят они достаточно соблазнительно.
По выражению их лиц трудно сказать, что испытывают девицы. Ни испуга, ни ужаса. Может быть, братья с ними заранее договаривались о свидании? Может быть, девушки накануне свадьбы решили отвести душу (а заодно и тело)? А тут – вот тебе и на! – их грузят на лошадей и пытаются увезти.
Было у них до момента, изображенного на картине, что-нибудь или нет? С одной стороны, Кастор уже в полных доспехах. Да и Полидевк в ботинках и в тоге. Вероятно, все-таки что-то было. И только после этого (дамы, видимо, задремали), отлучившись на минутку, братья оделись, пошли к лошадям и вернулись за добычей. Полидевк спешился и начал грузить. А девушки еще сонные, не совсем понимают, что от них еще хотят. Кажется, они даже кричали (иначе с чего бы лошадь встала на дыбы). Может быть, они звали на помощь. Одумались! Раньше надо было думать о последствиях!
Похоже, они только слегка озадачены, нет и следа их сопротивления: они не отталкивают похитителей, они не тянут их за волосы или за другие места. Удивление, изумление – да, но все не так уж и страшно!
За рамкой картины остается мотив кражи. Это была ссора между двоюродными братьями: невест украли не из любви, а из желания отомстить за обиду. Но Рубенс решил, что надо придать умыканию любовную окраску: над лошадьми летают амурчики. (Уверенно можно утверждать, что Рубенс достаточно хорошо знал историю Древнего Мира. Именно поэтому девушки оказались в чистом поле).
Прямого указания на свободу добрачных отношений у греков нет, но есть подсказка. Историки пишут, что «отношения замужних женщин с мужчинами были менее свободны, чем отношения молодых девушек. На улицу женщины выходили не иначе, как в покрывалах, тогда как девушки ходили с незакрытыми лицами. Когда одного спартанца спросили о происхождении этого обычая, он ответил: «Девушке надо еще найти мужа, тогда как замужней женщине остается только сберечь того, который уже есть»». К тому же спартанское воспитание предполагало общение детей обоих полов. И надо полагать, что не все сохраняли себя до бракосочетания.
Девушки на картине - золотоволосые. Казалось бы, гречанки должны быть брюнетками. (Опять же историки пишут, что женщины использовали специальные составы для окрашивания волос в золотистый цвет.)
И почему похищение не вызвало активного сопротивления? Да потому, что похищение в те времена – это замужество. А замужество, как и рождение детей, в Древней Греции были религиозной обязанностью. И никто не спрашивал согласия на брак: крали, приводили в дом – и для женщины начиналась семейная жизнь. А жених просто должен был украсть невесту.
Возмездие последовало вскоре после этого. Смертный Кастор погиб. Поллукса тоже ожидала смерть, но Зевс дал ему бессмертие. И вот здесь самый значительный момент в истории: брат просит Зевса сохранить жизнь брату. Зевс ему говорит, что я могу дать ему (смертному) только половину твоей бессмертной жизни. То есть, полдня ты будешь проводить на Олимпе, а полдня – в царстве мертвых. И то же самое будет с Кастором. Поллукс согласился.
Именно это, бесконечная братская любовь, готовность жертвовать собой для брата и стала причиной того, что имена братьев остались в истории. Очень необычной, очень великой была жертва во имя братской любви!
Сами братья – далеко не образец благочестия: воры, почти бандиты, наемные солдаты. Но легенда их обожествляет. Художники творят их образ на протяжении всего времени существования мифа. Они и в статуях, и на монетах, и в росписях храмов, и в росписях ваз. Одни даже на небе (созвездие Близнецов). «Их чтили не только в Спарте, но и в Греции, и в Италии как богов-заступников, как помощников в бою и спасителей при кораблекрушениях.»
Все предыдущее касалось героев картины. А теперь - о самой картине.
Если верить историкам, спартанские девушки должны быть стройными, подтянутыми. А каких мы видим: раздавшихся, упитанных, можно сказать, роскошных девиц. Почему Рубенс отклонился от легенд о Спарте? Не нашел подходящих натурщиц? Или намеренно ушел от классических линий?
Но может быть и так: художник просто не мог нарисовать других! Именно такие ему нравились! (Кстати, вторая жена Рубенса, Елена Фоурмент, по комплекции очень схожа с дочерьми Левкиппа, но во время написания картины ей было всего 4 года).
Чем тронул великого мастера именно этот момент из жизни братьев: умыкание женщин. Быть может, и он считал, что женщину надо взять силой, украсть? Или потому, что за этой кражей последовала трагедия – смертельная схватка с двоюродными братьями?
А может быть, картина скрывает другой мотив, глубинный: завоевание женщины силой приводит к трагическим последствиям?
No comments:
Post a Comment