Блог СОПЛИ

События Обобщения Предположения Ложь всякая Исследования

Thursday, May 31, 2018

Рубенс «Ахелойская пирушка». О чем сплетничают боги?


На картине Рубенса «Пир Ахелоя» несколько особ мужского пола сидят за столом, накрытым с хорошим вкусом (по нынешним меркам). Можно сказать, за деликатесным столом.

Расположились они в какой-то пещере, рядом с которой протекает река. И продукты на столе – обитатели рек и морей: устрицы, раки, жареная утка...


Рубенс, Пир Ахелоя, 1615, 108х164 см, Метрополитенмузей, Нью-Йорк, США

На стенах пещеры – раковины, под сводами – два попугая. В небе, судя по всему, утки, которые летят к столу (ни костра, ни мангала поблизости нет, видимо, утки падают с неба уже ощипанные и поджаренные).

Поодаль от стола – нечто вроде современного серванта с кубками и кувшинами с вином, которое разливает юноша. Фрукты к столу несут полуобнаженные девушки. Существо с признаками женщины на большом блюде выносит из воды всякую речную живность – и тоже несет к столу. И какой-то водяной выплывает с громадным омаром – длиной едва ли не больше метра!

На земле лежит щит, лук, стрелы... Все очень мирно, разгулья еще не чувствуется: видимо, пирушка только началась. Кто же сидит за столом и по какому поводу они собрались?


Два попугая 


Утка в небе


Раковины на своде пещеры 


Раковины на своде пещеры


Рубенс, Пир Ахелоя, фрагмент "Сервант с напитками"


Описан этот мальчишник в «Метаморфозах» Овидия. А начиналось все так. Тезей – герой, который прославился своими многочисленными подвигами, устав от ратных дел, возвращается во владения своего отца (по непроверенным данным – в Ливию, на озеро Тритонида, в котором живет нимфа с таким же именем). И вдруг на его пути возникает река Ахелой, в которой живет одноименный бог. Река разлилась настолько широко, что речной бог, этот самый Ахелой уговаривает Тезея отдохнуть у него, пока всё не успокоится. Мол, тебе все равно речку не одолеть, она разлилась и бушует из-за того, что в горах растаяло много снега. И очень много народу погибло в ней из-за этого.

«Тою порой Тезей, часть выполнив подвигов славных,
Шел в Эрехтеев предел*, в твердыню Тритониды Девы.
Тут преградил ему путь и медлить заставил набухший
Из-за дождей Ахелой. "Взойди под кров мой, - сказал он, -
О Кекропид**! Себя не вручай увлекающим волнам.
Крепкие бревна нести приобыкли они иль, бушуя,
С грохотом камни крутить; я видел: прибрежные хлевы
Бурный уносит поток, и нет уже проку коровам
В том, что могучи они, ни коням, - что бегают быстро.
Ярый поток, наводнясь из-за таянья снега, немало
В водовороте своем утопил молодого народу.
Лучше тебе отдохнуть до поры, когда возвратится
В русло река и опять заструит неглубокие воды"».


Тезей согласился с доводами. И вот в пещере – обиталище Ахелоя, когда день клонился к закату, собрались Тезей со своими спутниками Лелегом и Пирифоем, сам хозяин Ахелой.

«В атрий**** вошел он, что выстроен был из шершавого туфа
С пористой пемзой; земля покрывалася влажная мохом.
Выложен был потолок пурпуровых раковин строем.
Вот возлегли и Тезей, и соратники рядом на ложах;
Сын Иксиона возлег по одной стороне, по другой же
Славный трезенец***** Лелег, с приметной в висках сединою.»



Тезей (в центре), сын Иксиона (справа от Тезея), Ахелой в венке из тростника

Повод для такого сбора был не очень серьезный – разлив реки. Но почему бы не попировать? Тем более, когда хозяин ставит и закуску, и выпивку. И вот компания возлегла и начала принимать сначала вполне земную пищу (точнее, ту, которую едят обыкновенные люди), а затем и вино. Причем яства подносили нимфы, у которых были обнажены стопы (почему Овидий подчеркивает эту деталь – непонятно):


Лелег (седой в центре)


«Стали готовить столы, с обнаженными стопами нимфы
Разные яства несут. Когда угощенья убрали,
Стали в сосуды вино разливать.»


Мальчики собрались посплетничать, послушать были и небылицы о знакомых и незнакомых героях, богах и простых смертных.

Первым начал хозяин – он рассказал об острове, который виден из пещеры и о котором спросил Тезей. Оказывается, образовался этот остров из-за любви: Ахелой похитил нимфу, она забеременела. Отец нимфы сбросил беременную дочь в море. Тогда Ахелой попросил Нептуна сжалиться над несчастной, спасти ее и дать возможность самому Ахелою постоянно быть рядом с нею, ласкать ее. И Нептун обратил эту нимфу в остров, который и омывает река Ахелой.

Этот рассказ удивил и опечалил слушателей, и больше всего - Тезея. Но не всех:

Бог речной замолчал. Удивленья достойное дело
Тронуло всех. Но один над доверием их посмеялся, -
Иксионид, - презритель богов, необузданный мыслью:
"Выдумки - весь твой рассказ, Ахелой, ты не в меру могучей
Силу считаешь богов, - будто вид и дают и отъемлют!"


Иксионид, то есть потомок Иксиона – Пирифой не только остался равнодушным к рассказу, но и высказался, как атеист: мол, все рассказы о богах – неправда.

Однако на него как бы не обратили внимание, потому что надо же было о чем-то говорить! Вслед за хозяином начал повествование Лелег, соратник Тезея. Он рассказал о том, что к бедным крестьянам пришли в гости Юпитер и Меркурий, как их приняли старики и как потом боги наказали деревню, в которой не было ни одного гостеприимного дома. И как эта история завершилась: боги исполнили пожелания стариков умереть вместе. Старики служили в храме, посвященном этим богам, а когда пришло время перехода в иной мир, они умерли одновременно и превратились в деревья (легенда о Филемоне и Бавхиде).

Снова наступает очередь хозяина.он поведал о том, что некий нечестивец срубил священное дерево, и боги наказали его вечным голодом. Он поедал все, что попадалось, но не насыщался. В конце концов он дошел до того, что съел сам себя.

И снова легенда хозяина: как он боролся за невесту, проиграл и победитель сломал ему рог (Ахелой в течение боя превращался из одного существа в другое, последнее его превращение – в быка). И вот этот сломанный рог нимфы превращают в рог изобилия (вот откуда идет это понятие!)

Пирушка заканчивается:

«Нимфы плодами мой рог и цветами душистыми полнят
И освящают, - и он превращается в Рог изобилья", -
Молвил. Наяда****** тогда, подобравшись, подобно Диане, -
Из услужавших одна, - с волосами, упавшими вольно,
Входит, с собою неся в том самом роскошнейшем роге
Целую осень - плодов урожай в завершение пира.»


Какой же момент этого события изобразил Рубенс? Скорее всего – финал последней легенды, рассказанной Ахелоем: сам он повержен, а сломанный рог превращается в рог изобилия (и очень трудно себе представить, какой величины был бык, если у него такого размера рог). Лица собеседников – напряженные, видно, как они переживают за Ахелоя. И только Пирифой (сидит по левую руку от Тезея) жестом показывает Тезею: «И ты этому веришь?»

Видимо, все истории настолько сильно занимали собеседников, что они забыли про еду: на столе все нетронутое. Успели только отпить понемногу вина.

Вот так вот: собрались вроде развлечься, а услышали душераздирающие истории о любви и смерти. (Что было после того, как народ выпил и закусил – неизвестно, Овидий об этом не пишет. Но присутствие нимф и обилие афродизиаков наводит на размышления.)



Рубенс, Пир Ахелоя, фрагмент "Нимфы выносят рог изобилия" 


Рубенс, Пир Ахелоя, фрагмент "Тезей и Пирифой: «И ты ему веришь?»"


Рубенс, Пир Ахелоя, фрагмент "Устрицы, раки, жареная утка, мясной пирог"

Посидели, поболтали – и пошли по своим делам. А потомкам остался рассказ о том, как пируют древние, что с ними приключается и картина Рубенса – красочная и драматичная.

*эрехтеев предел – владения царя Афин, в которые входила и Ливия.

**кекропид – потомок царя Аттики Кекропа, то есть – Тезей.

*** Пирифой - сын афинского царя Иксиона (по имени отца – Иксионид).

**** атрий - публичная, приемная часть дома, парадный зал.

*****трезенец – уроженец города Трезен. Лелег (как и Тезей) – из города Трезены. Скорее всего, это человек из племени лелегов, а Лелег – его кличка по происхождению.

****** наяда – нимфа водной стихии.

No comments:

Post a Comment

Рубенс. Церера и две нимфы

  Рубенс. Церера и две нимфы