Блог СОПЛИ

События Обобщения Предположения Ложь всякая Исследования

Wednesday, July 11, 2018

Рубенс. Портреты барона и баронессы де Вик. Кем были для Рубенса барон и баронесса?


В Лувре есть портрет, как бы ничем не примечательный: пожилой мужчина с усталым или озабоченным взглядом. Воротник "мельничный жернов" говорит о сословной принадлежности – это сановный вельможа. Да и фон портрета – темно-красный – придает портрету некоторую официальность, если не парадность.



Рубенс, Портрет барона де Вик, 1625 год, 74х56 см, Лувр, Париж

Подпись под картиной: "Рубенс. Портрет барона де Вик". Как пишет Роже Авермат, в 1622 году именно барон де Вик – посол Нидерландов во Франции - пригласил Рубенса на встречу с королевой Марией Медичи. Мария вознамерилась прославить себя и своего покойного супруга Генриха 1У в живописной истории, которая должна была украсить стены Люксембургского дворца.


Громадная по объему работа: больше двух десятков полотен размером до 7 с лишним метров в длину и почти до четырех метров в высоту.

Что заставило Марию пригласить именно Рубенса для такой работы – неизвестно. Но факт – Рубенс прибыл в Париж, обсудил предварительные условия сделки и сюжеты картин. Почему приглашение последовало от де Вика? Возможно, по сугубо процедурным соображениям: не по статусу было королеве обратиться непосредственно к иностранному художнику.

Итак, де Вик появляется в жизни Рубенса. Кто он, этот барон, и откуда? О нем известно, что он – соотечественник Рубенса, что он родился в 1573 году и умер в 1651, что он рыцарь и землевладелец, что он играл видную роль в общественной жизни вольного города Брюгге, а затем города Мехелена, что он долгое время был дипломатом и 13 лет представлял во Франции интересы верховных правителей Нидерландов эрцгерцога Альберта и инфанты Изабеллы.
Барон был женат на Ипполите де Мале, у них было трое детей. Ипполита была дочерью выходца из Мехелена – города, первое упоминание о котором относится к 1008 году и который одно время был столицей испанских Нидерландов. По окончании дипломатической деятельности барон и его жена вернулись в Мехелен, на родину предков. Там Генри де Вик долгое время был президентом Высшего совета города.

Портрет не вызывает каких-то восторгов. По этому поводу Эжен Фромантен в книге "Рубенс без шаблонов" пишет: "Искусство живописи, быть может, самое нескромное из всех искусств. Оно - несомненный показатель морального состояния художника в минуты, когда он берется за кисть... Рассеянность, забывчивость, вялость ощущений, меньшая глубина восприятия, ослабленное прилежание, менее живая любовь к изучаемому предмету, охлаждение к живописи или увлечение ею - все оттенки его натуры, вплоть до изменчивости его восприятия, все это проявляется в созданиях художника так же ясно, как если бы мы слышали его исповедь."

И далее, уже непосредственно о портрете: "Портрет мужа должен был понравиться жене, портрет жены - мужу; вот при каких условиях была выполнена эта работа. Учтите еще короткое время, потраченное на нее, и вы поймете, что в результате получилась поверхностная, хотя и блестящая картина, с лестным сходством, но произведение недолговечное.
Многие портреты Рубенса - я сказал бы, большая часть - дальше этого не идут. Посмотрите в Лувре портрет барона де Вика того же стиля, того же качества..."

Судя по всему, автор этой длинной тирады не видел портрета баронессы де Вик. Этот портрет находится в Тель-Авиве, в музее искусств. Висит он в одном из залов, где выставлены старые мастера. В этих залах есть на что посмотреть, но этот притягивает, как магнит.

Если поставить рядом два полотна, становится очевидной разница в ощущениях художника. Барон выглядит пожилым, уставшим (в момент написания портрета ему было 52 года). Его жена – пышная красавица, по виду – значительно моложе своего мужа. (Определить возраст по такому портрету достаточно сложно, дата ее рождения неизвестна. Если принять во внимание, что ее старший сын в 1633 году уже занимал пост бургомистра Брюгге, значит, в 1625 году, в год написания портрета баронессе было не меньше 40 лет.)

Были друзьями Рубенс и супруги де Вик? Возможно. В любом случае, барон де Вик проложил гениальному художнику дорогу к всемирной славе. А Рубенс, в свою очередь, оставил имя "де Вик" на память потомкам.


Рубенс, Портрет мадам де Вик, 1625 год, 74х53 см,
Музей искусств, Тель-Авив, Израиль


 Рубенс, Портрет мадам де Вик, фрагмент


No comments:

Post a Comment

Портрет короля Сигизмунда III Вазы

  Портрет короля Сигизмунда III Вазы в латах, шляпе с перьями и с воротником «жернов» на коричневой лошади (рядом -   собака)     Питер ...