Рубенс, Бедствия войны, 1638 год, 206х342 см,
Палаццо Питти, Флоренция, Италия.
Рубенс – Юстусу Сустермансу (Юстус Сустерманс – придворный художник Марии
Медичи, 1597 – 1681, заказчик картины)
Антверпен, 12 марта 1638 г. [итал.]
Я надеюсь, что после 10 февраля (дата Вашего последнего письма) Вы получили
мое письмо, в котором я уведомлял Вас о получении трагедии и горячо благодарил
за нее. Я должен Вам сказать, что сегодня меня посетил господин Схюттер,
который заплатил мне 142 флорина и 14 стейверов - остаток платы за картину,
написанную мною по заказу Вашей Милости. В получении этой суммы я выдал ему
расписку.
Я навел справки у господина Аннони, чтобы дать Вам точные сведения.
Господин Аннони сказал мне, что он три недели тому назад отправил картину в
ящике до Лилля, откуда она будет продолжать путь в Италию. Надеюсь, что с
Господнего соизволения она дойдет до Вас скоро и благополучно, ведь после
взятия Ханау и Веймарского поражения дороги Германии станут безопаснее.
Что касается сюжета картины, он совершенно ясен; некоторых объяснений,
которые я дал Вам вначале, совершенно достаточно, чтобы Вы просвещенным взором
охватили все остальное на самой картине лучше, чем по моим описаниям. Однако я
кратко объясню сцену, раз Вы этого желаете.
Главная фигура - это Марс, который выходит из открытого храма Януса
(который, согласно римским обычаям, в мирное время был заперт) и шествует со
щитом и окровавленным мечом, угрожая народам великими бедствиями и не обращая
внимания на свою возлюбленную Венеру, которая, окруженная амурами и купидонами,
силится удержать его ласками и поцелуями.
Голова Марса
Открытые
ворота храма Януса
Марс с окровавленным мечом
С другой стороны фурия Алекто, с факелом в сжатой руке, увлекает Марса.
Рядом с ними неразлучные спутники войны - Голод и Чума.
Чума и Голод
На землю повержена ниц женщина с разбитой лютней, это - Гармония, которая
несовместима с раздорами и войной.
Гармония
Мать с младенцем на руках свидетельствует, что изобилие, чадородие и
милосердие страдают от войны, развратительницы и разрушительницы всего.
Мать с младенцем на руках
Кроме того, там есть еще зодчий, упавший со своими орудиями, ибо то, что
мир воздвигает для красоты и удобства больших городов, насилие оружия разрушает
и повергает ниц.
Зодчий
Далее, если память не изменяет мне, Ваша Милость увидит на земле под ногами
Марса книгу и рисунки; этим я хотел указать на то, что война презирает
литературу и другие искусства. Там должен быть также развязанный пучок копий
или стрел с соединявшей их веревкой. Связанные вместе, они служат эмблемой
согласия, равно как кадуцей и оливковая ветвь - символ мира; я изобразил их
лежащими тут же.
Кадуцей, стрелы и книга
Скорбная женщина в траурной одежде, под разодранным покрывалом, без
драгоценностей и каких-либо украшений - это несчастная Европа, которая уже
столько лет страдает от грабежей, насилий и бедствий всякого рода, вредоносных
для каждого из нас и потому не требующих объяснения. Ее отличительный знак -
земной шар, поддерживаемый ангелом или гением и увенчанный крестом, символом
христианского мира.
Европа
Земной шар, увенчанный крестом
No comments:
Post a Comment