Блог СОПЛИ

События Обобщения Предположения Ложь всякая Исследования

Saturday, October 6, 2018

Рубенс. Рубенс. Меркурий и Аргус. За что убили сторожа?


Над  головой спящего старика занесен меч. Еще миг – и… На фоне такого безмятежного пейзажа свершится нечто ужасное. На полотне, кроме молодого и старого, присутствует корова. В руке молодого – дудка, на голове – широкополая шляпа.

Что молодому нужно от старого? Как бы вокруг, кроме коровы, никого и ничего нет. Значит, цель – забрать корову.

Подпись под картиной: «Меркурий и Аргус». Оказывается, это все (отъем коровы посредством убиения сторожа) делается по прямому приказу Зевса. И вопреки воле его жены Геры, страшно ревнивой (и не без причины).


Рубенс, Меркурий и Аргус, 1636 год, 180х298 см, Прадо, Мадрид, Испания

Зачем Зевсу понадобилась корова? Дело в том, что Зевс соблазнил жрицу Геры (имя ей, этой жрице -–Ио) а точнее - взял ее силой (Овидий, "Метаморфозы", вторая книга):

      Видел Юпитер ее, когда от реки возвращалась
      Отчей, и - "Дева, - сказал, - что достойна Юпитера, всех бы
      Ложем своим осчастливила ты; заходи же под сени
      Рощ глубоких, - и ей он рощ показывал сени, -
      Солнце пока высоко посредине стоит небосвода.
      Если страшно одной подходить к звериным берлогам,
      В рощ тайники ты войдешь, имея защитником бога,
     И не из черни богов, но того, кто великий небесный
      Скипетр держит в руке и летучие молнии мечет.
      О, не беги!" Но бежала она. И пастбища Лерны
      Были уже позади, и Лиркея поля с деревами
      Тоже; но бог, наведя на землю пространную темень,
     Скрыл ее, бег задержал и стыд девичий похитил.

 И когда Гера об этом узнала, она страшно 
разгневалась. Ну, просто вышла из себя. Зевс, пытаясь уберечь свою возлюбленную, обратил ее в корову (как раз ту, которая на картине). Гера, пытаясь предотвратить продолжение любовной связи Зевса с Ио (коровой), выпросила ее у Зевса. А чтобы ее никто не взял, как бесхозную вещь, или не увел к себе в хлев, Гера приставила к корове сторожа – Аргуса.

Аргус был многоглазый и получил прозвище Паноптес (всевидящий). Он был очень силен, но, видимо, к этому моменту постарел. Он привязал корову к дереву, а сам присел под ним.

И тут появляется посланник Зевса – Меркурий. Вообще-то, Меркурий (или по гречески –Герме́с) – это хороший бог: бог обмана, воровства и красноречия, бог торговли, прибыли, разумности, ловкости… Он даже считался покровителем гимнастики. Но вот по приказу своего папы Зевса пошел на мокрое дело: папа сказал – надо делать. А что делать? Освободить любовницу из-под надзора жены, ревнивой Геры.

И тут на помощь Меркурию приходит его умение играть на свирели (свирель в его левой руке). Он начинает играть (еще на подходе к месту, где присел Аргус), Аргус начинает дремать. А Меркурий в это время подходит к нему поближе, достает меч…

В итоге Меркурий уводит корову. Но история на этом не кончается. Озлобленная Гера посылает на Ио (корову) слепня, который не дает корове (Ио) спокойно жить. Корова начинает убегать от слепня. В бегах она побывала в всех местах Греции, потом переправилась в Азию, дошла до Египта.В ЕгиптеЗевс снова вернул ей ее женский облик, снова начал к ней приставать, в итоге она родила от Зевса сына Эпафа - родоначальника героев. И зачем надо было убивать несчастного Аргуса, если любовная связь была продолжена так успешно, хотя и с некоторой задержкой?


Рубенс, Меркурий и Аргус, 1635 год, 63х87 см, Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия

Смерть не принесла Аргусу покоя. Меркурий доставил его голову Гере. И эта досточтимая богиня оказалась настолько немилосердной, настолько жестокой, я бы сказал, изуверски жестокой, что вынула у Аргуса его глаза (пишут, что их было 100) и вставила их в глазки павлиньего хвоста (павлин – символ Геры).

И это – женщина, богиня, которая была как бы покровительницей материнства! Ужас – и только!

Картины Рубенса написаны с интервалом в один год. Обе они достаточно близки к литературной основе. В первом варианте трагическая сцена больше напоминает пасторальную: Меркурий только что усыпил Аргуса, отнял флейту от губ и обнажает меч. Второй вариант картины более драматичен: Меркурий в порыве, меч занесен, сейчас последует удар. Можно сказать, что через год Меркурий перешел от слов к делу и занес меч (в раннем варианте он только вынул его из ножен).

Характерная деталь одежды Меркурия – шляпа с широкими полями. Иногда на ней изображают крылышки. Иногда крылышки над головой Меркурия появляют так, без шляпы.
Про корову ничего особенного нельзя сказать – корова и корова.

Есть еще одна картина Рубенса – «Гера и Аргус».. Гермес принес Гере голову убитого Аргуса, чтобы она поместила глаза Аргуса на павлиний хвост.


 Рубенс, Гера и Аргус, 1611 год, 249х296 см, WALLRAF-RICHARTZ-MUSEUM, Кельн, Германия.

Гера собственноручно вынимает ему глаза и вставляет в глазки павлиньих перьев. Обратите внимание на выражение ее лица: это тихое торжество, это наслаждение своей властью!
Иногда жестокость современных преступлений поражает, но корни – в этих легендах и мифах.

Остается загадкой: почему художник рисовал это все?

Что в его душе было созвучно событиям, происходившим в тридевятых царствах, в тридесятых государствах, в незапамятные времена?


No comments:

Post a Comment

Рубенс. Церера и две нимфы

  Рубенс. Церера и две нимфы