Видел Юпитер ее, когда от реки возвращалась
Отчей, и - "Дева, -
сказал, - что достойна Юпитера, всех бы
Ложем своим осчастливила
ты; заходи же под сени
Рощ глубоких, - и ей он рощ
показывал сени, -
Солнце пока высоко посредине
стоит небосвода.
Если страшно одной подходить
к звериным берлогам,
В рощ тайники ты войдешь,
имея защитником бога,
И не из черни богов, но
того, кто великий небесный
Скипетр держит в руке и
летучие молнии мечет.
О, не беги!" Но бежала
она. И пастбища Лерны
Были уже позади, и Лиркея
поля с деревами
Тоже; но бог, наведя на землю
пространную темень,
Скрыл ее, бег задержал и
стыд девичий похитил.
Виртуальный музей Рубенса - собрание описаний его картин, выполненных автором блога, источников, описывающих его жизнь, краткие сведения о его учениках и друзьях. Его жизнь была настолько насыщенной, что практически нет возможности ее описать. Автор блога пытается создать портрет гения, используя доступные в Сети материалы.
Saturday, October 6, 2018
Рубенс. Рубенс. Меркурий и Аргус. За что убили сторожа?
Над головой спящего старика занесен
меч. Еще миг – и… На фоне такого безмятежного пейзажа свершится нечто ужасное.
На полотне, кроме молодого и старого, присутствует корова. В руке молодого –
дудка, на голове – широкополая шляпа.
Что молодому нужно от старого? Как бы вокруг, кроме коровы, никого и ничего
нет. Значит, цель – забрать корову.
Подпись под картиной: «Меркурий и Аргус». Оказывается, это все (отъем
коровы посредством убиения сторожа) делается по прямому приказу Зевса. И
вопреки воле его жены Геры, страшно ревнивой (и не без причины).
Рубенс, Меркурий и Аргус, 1636 год, 180х298
см, Прадо, Мадрид, Испания
Зачем Зевсу понадобилась корова? Дело в том, что Зевс соблазнил жрицу Геры
(имя ей, этой жрице -–Ио) а точнее - взял ее силой (Овидий, "Метаморфозы", вторая книга):
И когда Гера об этом узнала, она страшно
разгневалась. Ну, просто вышла из себя. Зевс, пытаясь уберечь свою
возлюбленную, обратил ее в корову (как раз ту, которая на картине). Гера,
пытаясь предотвратить продолжение любовной связи Зевса с Ио (коровой),
выпросила ее у Зевса. А чтобы ее никто не взял, как бесхозную вещь, или не увел
к себе в хлев, Гера приставила к корове сторожа – Аргуса.
Аргус был многоглазый и получил прозвище Паноптес (всевидящий). Он был
очень силен, но, видимо, к этому моменту постарел. Он привязал корову к дереву,
а сам присел под ним.
И тут появляется посланник Зевса – Меркурий. Вообще-то, Меркурий (или по
гречески –Герме́с) – это хороший бог: бог обмана, воровства и красноречия, бог
торговли, прибыли, разумности, ловкости… Он даже считался покровителем
гимнастики. Но вот по приказу своего папы Зевса пошел на мокрое дело: папа
сказал – надо делать. А что делать? Освободить любовницу из-под надзора жены,
ревнивой Геры.
И тут на помощь Меркурию приходит его умение играть на свирели (свирель в
его левой руке). Он начинает играть (еще на подходе к месту, где присел Аргус),
Аргус начинает дремать. А Меркурий в это время подходит к нему поближе, достает
меч…
В итоге Меркурий уводит корову. Но история на этом не кончается.
Озлобленная Гера посылает на Ио (корову) слепня, который не дает корове (Ио)
спокойно жить. Корова начинает убегать от слепня. В бегах она побывала в всех
местах Греции, потом переправилась в Азию, дошла до Египта.В ЕгиптеЗевс снова
вернул ей ее женский облик, снова начал к ней приставать, в итоге она родила от
Зевса сына Эпафа - родоначальника героев. И зачем надо было убивать несчастного
Аргуса, если любовная связь была продолжена так успешно, хотя и с некоторой
задержкой?
Рубенс, Меркурий и Аргус, 1635 год, 63х87 см, Галерея
старых мастеров, Дрезден, Германия
Смерть не принесла Аргусу покоя. Меркурий доставил его голову Гере. И эта
досточтимая богиня оказалась настолько немилосердной, настолько жестокой, я бы
сказал, изуверски жестокой, что вынула у Аргуса его глаза (пишут, что их было
100) и вставила их в глазки павлиньего хвоста (павлин – символ Геры).
И это – женщина, богиня, которая была как бы покровительницей материнства!
Ужас – и только!
Картины Рубенса написаны с интервалом в один год. Обе они достаточно близки
к литературной основе. В первом варианте трагическая сцена больше напоминает
пасторальную: Меркурий только что усыпил Аргуса, отнял флейту от губ и обнажает
меч. Второй вариант картины более драматичен: Меркурий в порыве, меч занесен,
сейчас последует удар. Можно сказать, что через год Меркурий перешел от слов к
делу и занес меч (в раннем варианте он только вынул его из ножен).
Характерная деталь одежды Меркурия – шляпа с широкими полями. Иногда на ней
изображают крылышки. Иногда крылышки над головой Меркурия появляют так, без
шляпы.
Про корову ничего особенного нельзя сказать – корова и корова.
Есть еще одна картина Рубенса – «Гера и Аргус».. Гермес принес Гере голову
убитого Аргуса, чтобы она поместила глаза Аргуса на павлиний хвост.
Гера собственноручно вынимает ему глаза и вставляет в глазки павлиньих
перьев. Обратите внимание на выражение ее лица: это тихое торжество, это
наслаждение своей властью!
Иногда жестокость современных преступлений поражает, но корни – в этих
легендах и мифах.
Остается загадкой: почему художник рисовал это все?
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
Рубенс. Геракл убивает дракона в саду Гесперид
Геракл убивает дракона в саду Гесперид. 1639, Прадо, Мадрид, Испания Hercules killing the Dragon in the Garden of the Hesperides - The Co...
-
Ахилл – сын Фетиды, морской нимфы – дочери морского бога. Единственный сын. И любимый. И поскольку это соединилось в одном, то мамочка о...
-
Началось все в древнем городе Аргосе, развалины которого до сих пор существуют в Греции рядом с современным Аргосом. Был в этом городе царь...
-
Рубенс, Бедствия войны, 1638 год, 206х342 см, Палаццо Питти, Флоренция, Италия. Рубенс – Юстусу Сустермансу (Юстус Сустерманс –...
No comments:
Post a Comment