Рубенс, Портрет Шарля де Лонгваля, 1621 год, 62х50 см, Государственный Эрмитаж. Россия
На портрете (строго говоря, это только этюд к портрету) Лонгевиль изображен с шарфом командующего через плечо, маршальским жезлом в руке и с подвешенным на ленте орденом Золотого Руна, который он получил в 1613 году (в знак особых заслуг перед испанской короной его орден по наследству передавался его сыну).
Портретный овал - венок из лавровых и дубовых листьев символизирует военные и гражданские заслуги.
Справа - Геракл с палицей, олицетворение Силы, попирает ногами фигуру Раздора, со змеями вместо волос, и семиглавую гидру Зависти (или Вражды). Рядом с ним – Виктория с трофеями.
Рубенс, Портрет Шарля де Лонгваля, 1621 год, фрагмент "Геракл"
Рубенс, Портрет Шарля де Лонгваля, 1621 год, фрагмент "Виктория
с трофеем"
Рубенс, Портрет Шарля де Лонгваля, 1621
год, фрагмент "Согласие, гении религии и
церкви"
Слева от портретного овала - фигура скорбящей Безопасности. Она держит копье, на которое насажены рыцарские доспехи – щит, шлем, латы, меч, дротик. Очень похоже, что это и символ потерь.
Рубенс, Портрет Шарля де Лонгваля, 1621 год, фрагмент "Скорбящая Безопасность"
Рубенс, Портрет Шарля де Лонгваля, 1621
год,
фрагмент "Виктория"
Рубенс, Портрет Шарля де Лонгваля, 1621
год,
фрагмент "Скрещенные факелы под алтарем"
Рубенс, Портрет Шарля де Лонгваля, 1621
год, фрагмент "Покоренные реки"
Рубенс, Портрет Шарля де Лонгваля, 1621 год, фрагмент "Покоренные
города"
Такое обилие аллегорических фигур у Рубенса можно увидеть разве что в галерее Марии Медичи и на парадных арках, которые сооружались в честь прибытия в Антверпен царственных особ.
Чем была вызвана необходимость именно в таком исполнении? Что заставило Рубенса сделать портрет со столь неоднозначными намеками на личность графа? С одной стороны – как бы признание заслуг военачальника, покорителя стран. С другой – покоренные реки, покоренные города, орудия порабощения. С одной стороны – восхваление победителя, с другой – страдание и траур по погибшим. С одной стороны – чествование воителя за христианство, с другой – плачущая безопасность. С одной стороны – удачливый военачальник (его благословляет Воинская доблесть), с другой – миротворец (рядом с ним Согласие). А что символизирует Геракл со своей дубиной? Не иначе, как подавление сопротивления всей мощью имперской армии.
Одна фигура – Виктория с трофеями – выглядит особенно странно в этом параде Славы: она в тени, без крыльев, трофеи показаны как-то невнятно (знамя, щит, стрелы). В этом можно усмотреть намек на то, что нечем особо хвастаться.
Гравюра Ворстермана по картине Рубенса «Портрет графа Шарля де Лонгваля», Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
Возможно, что тогда, на вершине славы, граф посетил эрцгерцога Альберта в Брюсселе и эрцгерцог заказал Рубенсу портрет графа, как бы в знак благодарности за военные подвиги. И именно в таком виде: завоевание, подавление, победы, триумф, слава военная, слава христианская.
Лонгваль прошел долгий путь, не всегда успешный, не всегда победный. Но его заслуги перед габсбургской короной были настолько велики, что император Священной Римской империи Фердинанд П в 1620 году подарил ему несколько поместий в Чехии (эти земли находились в собственности семейства Лонгваля до 1945 года).
Командующий имперскими войсками Лонгваль пал при штурме крепости Нейзоль в Венгрии 3 июля 1621 г.. Его тело вынес с поля боя один из его командиров.
Обычная для художников практика – набросок показывают заказчику. Вероятно, Рубенс описал для эрцгерцога значение каждой фигуры. И Альберт удовлетворился явной стороной описания, не подозревая того, что изображение может нести неявный, совершенно противоположный видимости смысл. Необычная манера исполнения портрета скрыла тайные мысли художника.
Вот таким образом кажущаяся Виктория на самом деле является Конфузией: неисчислимые бедствия для всех, затронутых тридцатилетней войной, одним из главных героев которой был Шарль де Лонгваль.
PS Не исключено, что для Рубенса этот портрет был как бы прологом к галерее Марии Медичи.
No comments:
Post a Comment