Блог СОПЛИ

События Обобщения Предположения Ложь всякая Исследования

Friday, January 25, 2019

Воинская доблесть. История Деция Муса.

Воинская доблесть, воинская честь... С молодых лет в сознание входят эти понятия как образец поведения воина.  А насколько глубоко во времени находятся корни этих понятий!

Казалось бы, очень далеко от нас отстоит Древний Рим, Древняя Греция, Древний Восток. Но  посмотрите, как проходил призыв в армию в Древнем Риме: «Каждый год в назначенный день все граждане, могущие нести службу, собирались на Капитолии.» Не правда ли, это очень похоже  на призыв в современных армиях?

Или приведение к присяге: «Набор завершался, и новички приносили клятву. Трибуны выбирали одного человека, который должен был выступить вперед и поклясться повиноваться своим командирам и в меру всех своих сил исполнять их приказы. Затем все остальные также делали шаг вперед и клялись поступать так же, как он («Idem in me»).»

Успехи полководцев прошлого до сих пор изучаются очень и очень пристально. Эти люди были не только выдающимися военачальниками, но и образцами мужества. Один из таких – Деций Мус, римский консул (его историю донес до нас Тит Ливий).  

Это случилось во время войны римлян с латинянами. Войсками римлян командовали консулы Деций Мус и Тит Манлиус.Перед сражением, как пишет Тит Ливий,  «обоим консулам было во сне одно и то же видение: муж, более величественный и благостный, чем обычный смертный, объявил,  что полководец одной стороны и войско другой должны быть отданы богам преисподней  и Матери Земле; в каком войске полководец обрек в жертву рать противника, а с ними и себя самого, тому народу и той стороне даруется победа. Консулы рассказали друг другу о своих сновидениях и решили принести жертвы как для отвращения гнева богов, так вместе с тем и для исполнения одним из консулов воли рока, если гадания по внутренностям будут согласными со сновидениями.»

Жрец - гадатель по внутренностям (гаруспик) показал Децию на печени знак, говорящий о том, что для него будущее неблагоприятно.  Жертва Тита Манлиуса дала ему хорошие предзнаменования. Это было перед сражением.

Во время сражения крыло римлян, которым командовал Деций Мус, дрогнуло и отступило. 

Консул призвал Марка Валерия, понтифика (священнослужителя), который находился здесь же: «Нужна помощь богов, Марк Валерий,— сказал он,— и ты, жрец римского народа, подскажи слова, чтобы этими словами мне обречь себя в жертву во спасение легионов». 


Понтифик велел ему встать на копье, накрыть голову тогой, под тогой рукой коснуться подбородка и повторять за ним: «Янус, Юпитер, Марс-отец, Квирин, Беллона, Лары, божества пришлые и боги здешние, боги, в чьих руках мы и враги наши, и боги преисподней, вас заклинаю, призываю, прошу и умоляю: даруйте римскому народу квиритов одоление и победу, а врагов римского народа квиритов поразите ужасом, страхом и смертью. Как слова эти я произнес, так во имя государства римского народа квиритов, во имя воинства, легионов, соратников римского народа квиритов я обрекаю в жертву богам преисподней и Земле вражеские рати, помощников их и себя вместе с ними».


Перед молитвой Деций Мус посылает  ликторов к Титу Манлиусу с известием, что он приносит себя в жертву во имя победы. В полной экипировке Деций Мус на коне бросается в гущу врага, погибает в схватке. 


Римляне победили. Тело Деция Муса нашли на следующий день в горе трупов латинян. Оно было «сплошь утыкано стрелами». Тит Манлиус устроил Децию похороны, «достойные такой кончины».


Все это было в 1У веке. Спустя более 1000 лет, в 1616 году Рубенс получает заказ: нарисовать картины для шпалер. Заказчик – из Италии, из Генуи. Рубенс выполнил эту работу, шпалеры были сделаны.  




Рубенс. Деций Мус выступает перед штандартоносцами (Decius Mus Addressing the Legions), 1616 год, 294х278 см . Liechtenstein Princely Collections, Вена, Австрия

Первая картина – Деций Мус выступает перед штандартоносцами, рассказывая о пророческом сне. Его слушают с недоверием, но и не верить нет оснований. Во-первых, перед ними человек, которому они не просто подчиняются, он – распорядитель их жизнями. Во-вторых, речь идет о жизни или смерти полководца, о победе или поражении армии. Можно предположить, что за спинами слушателей (и за рамками шпалеры) стоит войско. И консул поднялся на пьедестал, чтобы его могли видеть все. Не исключено, что пьедестал здесь, на этой картине – символ возвышения консула над массой, и не только по статусу, по должности, но и по силе духа.


         
            Шлем и щит полководца
                                     

  Штандарты

Надпись на штандарте: SPQR – Сенат римского народа квиритов (Senat – сенат, Populus – народ, Quiritum – квириты, Romanus – римский)


         Шлемы штандартоносцев 



                                             
 Доспехи штандартоносцев


Обувь штандартоносцев

Вторая картина – гадание на внутренностях. Гаруспик говорит Децию Мусу о том, что он видит на печени: смерть полководца. (Зарезанный бык – на переднем плане. А чуть слева – бык второго полководца, Тита Манлиуса. Вот что пишут специалисты: «Существовала вера в то, что будущее определяется внешними особенностями печени животного.Одна сторона печени имела отношение к вопрошающему, другая — к судьбе его врагов.»)



Рубенс. Гадание на печени (The Interpretation of the Victim), 1616, 294х419 см, Liechtenstein Princely Collections, Вена, Австрия


Штандарты полководца


Знаки трагедии



Жертвенное животное. Между ног Деция Муса виден колышек крепления шатра консула.
 

Второй бык


Штандартоносцы в шатре полководца, помощники гаруспика, флейтист


Ликтор и трибун

Третья картина – молитва о пожертвовании. Понтифик руководит действиями Деция Муса и говорит ему слова, которые Мус должен повторять. Судя по всему, ситуация, в которой оказались консулы, не была чем-то из ряда вон выходящим, она встречалась ранее не так уж и редко. Об этом говорит текст молитвы: он хорошо выверен, в нем все, что должно произойти после самопожертвования, а сама молитва обращена ко всем богам. Другим свидетельством этого является отработанный ритуал, знакомый и понтифику, и консулу. И еще: само присутствие   жреца (понтифика) в армии, готовой вступить в бой, тоже говорит о том, что такое развитие событий было всем давно и хорошо знакомо.



Рубенс. Жертвенная молитва (Decius Mus preparing for Death), 1617, 234х336, Liechtenstein Princely Collections, Вена, Австрия





Понтифик и консул


Ликторы


Стрела под ногами консула


Ботинки и сандалии

Четвертая картина – Деций Мус посылает своих ликторов к Титу Манлиусу с известием, что он жервует собой. Пятая картина – Деций Мус гибнет в гуще врагов. Шестая картина – Деций Мус на смертном одре. Седьмая картина – военные трофеи.



Прощание с ликторами


Доспехи консула


Обувь полководца и подковы лошади


Шлем полководца


Пейзаж


Ликторы


Рубенс. Смерть Деция Муса. 1617 год, 288х519 см, Liechtenstein Princely Collections, Вена, Австрия


Рубенс. Погребение Деция Муса, 1617 год,289х515 см Liechtenstein Princely Collections, Вена, Австрия


Жены врагов


Трофеи


Трофейное золото


Мертвый консул. Орел символизирует Рим, в его клюве – венок славы


Пленные


Второй консул Тит Манлиус (?)

Последняя картина серии – «Трофеи». На ней изображены штандарты, доспехи, золото в амфорах, голова, насаженная на кол, стрелы в колчане, кистень... (Нам неизвестно, кому принадлежит авторство названия, но впечатление такое, что название не отражает сути картины. Точнее было бы «Атрибуты войны».)

Насколько достоверны  картины Рубенса? Первоисточником для художника были два памятника древности: колонна Траяна и на арка Константина  в Риме. На них запечатлено множество деталей армейского быта тех времен - от щитов до обуви и штанов. На картинах показаны штандарты полководцев и подразделений римской армии, доспехи тех времен,  шлемы и мечи. Весьма вероятно, что Рубенс был знаком и с рукописями, в которых можно было найти изображения интересовавших его вещей.




Фриз с арки Константина. Головные уборы ликторов на картинах Рубенса копируют арку Константина


Штандарты с колонны Траяна


Шлемы с арки Константина


Обувь с колонны Траяна




Рубенс, Трофеи (Атрибуты войны?), 1617 год, 217х125 см, LIECHTENSTEIN. The Princely Collections, Вена, Австрия

Но почему именно Деций Мус стал героем Рубенса? Дело в том, что точно так же, как Деций Мус, поступили его сын и внук (они тоже носили имя Деций Мус). То есть, закон самопожертвования во имя спасения армии действовал из поколения в поколение. И очень может быть, что заказчиками этого цикла были какие-то дальние потомки этого героического семейства.

Virtuti military, воинская доблесть была и остается высшим проявлением человеческого духа. Современные армии при всех их различиях унаследовали от древних войск очень много, в том числе и представления о воинском героизме. Серия картин Рубенса – своеобразный гимн воинской доблести.


P. S.  К этому надо добавить еще один эпизод из жизни двух консулов – Деция Муса и Тита Манлиуса. Сын Тита Манлиуса был в армии своего отца. В какой-то момент один из врагов, против которых стояло войско, настолько раззадорил молодого человека, что он покинул строй, бросился на своего оскорбителя, преследовал его в расположении врага, убил его и вернулся на место. Когда отец узнал об этом, он велел казнить своего сына за нарушение приказа перед строем. Этот жестокий приговор потряс армию – и укрепил дисциплину.



P. P. S.  Для поддержания дисциплины в армии Древнего Рима был жесткий порядок.   Ликторы – охранники полководца – несли символы власти: секиру, вокруг древка которой были привязаны розги. Ликтор при необходимости выполнял обязанности палача, он мог и высечь, и отрубить голову. Преследовалось не только нарушение приказов, но и мародерство.

No comments:

Post a Comment

Рубенс. Церера и две нимфы

  Рубенс. Церера и две нимфы