Блог СОПЛИ

События Обобщения Предположения Ложь всякая Исследования

Thursday, January 25, 2018

Рубенс. «Храм Януса» и «Бедствия войны». Потеря надежды?


Лжец и правдолюбец. Добрый и злой. Воинственный и миролюбивый. Редко в человеке оба качества проявляются одинаково. Обычно одна сторона проявляется больше. В этом случае человека воспринимают как совершенно нормального. Но если он в одной и той же ситуации сегодня ведет себя так, а завтра – совершенно наоборот, его называют (так принято) двуличным. То есть, у человека два лица.


Рубенс, Храм Януса, 1634, 70х65 см, Эрмитаж, Петербург, Россия. в числе других (одна из 60 картин) украшала Охотничий замок Филиппа IѴ Испанского в окрестностях Мадрида. 

И есть бог с двумя лицами – Янус. Как нам сообщает Википедия, Янус - бог дверей, входов, выходов, различных проходов, а также начала и конца. И Януса изображали в виде головы без затылка – лицо с двух сторон. Причем одна сторона молодая, другая – старая. Могло быть по-другому: одна сторона добрая, другая – злая.

Соединение в одном добра и зла – загадка для философов, психологов, художников. То есть для последних двуличность – техническая задача. Как изобразить это свойство человека? Кто-то из древних сделал скульптурный портрет. Рубенс нарисовал этюд «Храм Януса», опираясь на сочинения древних авторов.

Секст Аврелий Виктор в своем труде «О Цезарях» пишет:

«Легендарный римский царь Нума Помпилий посвятил Янусу двойную арку на Форуме. Арка опиралась на колонны, между которыми были створки ворот. Ворота отпирали во время войны и запирали в мирное время.»

А вот еще из древних:

«Есть двойные брани врата (их так назывют),
Славные святости силой и силой свирепого Марса:
Их затворяют сто медных замков и столько ж железных
Вечных затворов; и Янус стоит у порога на страже.»


Вергилий, «Энеида»

Небольшой набросок на деревянной доске размером 70х65 см. Храм, в центре которого – здание под куполом (типа часовни), по бокам – портики со скульптурными группами на архитравах.

В левом портике – Чума с косой и погребальным факелом, солдат со шлемом – олицетворение Жестокосердия, под потолком – гарпия (полуженщина – полуптица, Рубенс изобразил ее с телом змеи). Жестокосердие отрывает мать от ребенка.

В медальоне над портиком – черные профили Ужаса и Робости, вокруг медальона – воинские принадлежности: штандарт, стрелы. На портике – Бедность и Плач.


Жестокосердие, гарпия, чума


Бедность и плач

В центре – открытые створки дверей храма. Левая – настежь, ее открывает полуобнаженная богиня Раздора с волосами-змеями, над головой которой парит еще одна гарпия. За женской фигурой видна мужская – Тизифон со змеями в руках, мститель. Под ногами у женщины – рог, из которого течет кровь. В дверном проеме видна фигура выбегающего мужчины. В его правой руке меч, в левой – факел, на глазах - повязка. Это - Гнев. Над дверями храма – трагическая маска, выше – бюст Януса.




С правой стороны дверей – три женские фигуры. Богиня Мира закрывает створку. Она – с кадуцеем, символом примирения, возле ее ног – цветы. Справа от нее –инфанта Изабелла Клара Евгения. У нее в одной руке что-то, напоминающее лепешку, а из другой в бочонок сыплются зерна.

На заднем плане Религия под покрывалом близ алтаря. Над этой группой – два ангелочка, у одного из которых в руке факел (символ любви).

В правом портике – две женские фигуры. В медальоне на портике справа – золотые профили.. Над портиком – две женские фигуры – Безопасность и Спокойствие с рогами изобилия Золотые профили - художник и архитектор. Вокруг медальона: слева – кисти и палитра, справа – угольник. Под медальоном – лира.


Правый портик

Что в целом? Мир и война. У этого этюда (по которому была сделана одна из арок в Антверпене по поводу прибытия кардинал-инфанта Фердинанда) было как бы продолжение – картина «Бедствия войны».

В письме к заказчику Рубенс дает объяснение всем фигурам картины:

«Антверпен, 12 марта 1638 г. [итал.]

Главная фигура - это Марс, который выходит из открытого храма Януса (который, согласно римским обычаям, в мирное время был заперт) и шествует со щитом и окровавленным мечом, угрожая народам великими бедствиями и не обращая внимания на свою возлюбленную Венеру, которая, окруженная амурами и купидонами, силится удержать его ласками и поцелуями.


Рубенс, Бедствия войны, 1637 год, 206х342 см, Палаццо Питти, Флоренция, Италия

С другой стороны фурия Аллекто*, с факелом в сжатой руке, увлекает Марса. Рядом с ними неразлучные спутники войны - Голод и Чума.

На землю повержена ниц женщина с разбитой лютней, это - Гармония, которая несовместима с раздорами и войной. Мать с младенцем на руках свидетельствует, что изобилие, чадородие и милосердие страдают от войны, развратительницы и разрушительницы всего.

Кроме того, там есть еще зодчий, упавший со своими орудиями, ибо то, что мир воздвигает для красоты и удобства больших городов, насилие оружия разрушает и повергает ниц.

Далее, если память не изменяет мне, Ваша Милость увидит на земле под ногами Марса книгу и рисунки; этим я хотел указать на то, что война презирает литературу и другие искусства. Там должен быть также развязанный пучок копий или стрел с соединявшей их веревкой. Связанные вместе, они служат эмблемой согласия, равно как кадуцей и оливковая ветвь - символ мира; я изобразил их лежащими тут же.

Скорбная женщина в траурной одежде, под разодранным покрывалом, без драгоценностей и каких-либо украшений - это несчастная Европа, которая уже столько лет страдает от грабежей, насилий и бедствий всякого рода, вредоносных для каждого из нас и потому не требующих объяснения. Ее отличительный знак - земной шар, поддерживаемый ангелом или гением и увенчанный крестом, символом христианского мира.»

В 1618 году Рубенс написал «Союз земли и воды». От полотна исходит безмятежность, почти нега (даже тигр не выглядит угрожающим). Видимо, в то время можно было предположить, что кончатся войны и придет спокойствие в страну. Но...



Рубенс, Союз Земли и Воды, 1618 год, 222х180 см, Эрмитаж, Петербург, Россия

Рубенс более 10 лет вел переговоры о мире. Более 10 лет надежды на процветание. В конце концов он написал одному из своих корреспондентов: «я, опираясь на мой опыт в делах мира сего, говорю с уверенностью только о прошедшем». Надежда ушла. И полуприкрытая дверь «Храма Януса» (1634 год) сменилась «Бедствиями войны» (1638 год).

*Фурия Аллекто – сеятельница раздора – главная виновница всех бед человечества и богов, видимо, тоже. Сама Юнона не может справиться с неуправляемыми людьми, действия которых, между прочим, определяются богами. Но боги – как люди: каждый соблюдает собственный интерес, а их божественная сила как бы равна. Вот и случай призвать фурию, а потом свалить всю отвественность на ее дурной характер. Вот как описывает фурию Вергилий в «Энеиде»:

«Матерь богов вызывает несущую горе Аллекто:
Гнев и коварство в сердце ее и все злодеянья.
Сам владыка Плутон ненавидит её, ненавидят
Адские сёстры чудовище это: столько ужасных
Образов, лиц принимает она, столь лютые взоры,
Столько змей ядовитых шипят по чёрному телу!
И Юнона её побуждает такими словами:
«Дева, дочь Ночи! нужна мне и помощь твоя и услуга;
Да не потерпит ни честь моя, ни прочная слава
Не испытает позора: не дай ты троянам с латинами
В брачные узы вступить и на нивах авзонских селиться.

Ты и братьев-друзей на кровавую брань возбуждаешь,
Ты и в семьях поселяешь раздоры; ты в домы тревогу,
Ты погребальные факелы вносишь; ты тысячу разных
Носишь имён, повредить ты тысячью средствами можешь.
Смело, Аллекто, встряхни плодовитою грудью, расторгни
Начатый мир и посей семена раздора и брани:
Пусть молодёжъ и желает, и просит, и схватит оружье.»»

No comments:

Post a Comment

Рубенс. Церера и две нимфы

  Рубенс. Церера и две нимфы