Блог СОПЛИ

События Обобщения Предположения Ложь всякая Исследования

Saturday, February 3, 2018

Рубенс. «Брак по доверенности». Как это было?


Одна из картин серии «Мария Медичи» в Лувре называется «Брак по доверенности». На полотне запечатлен момент, когда Мария Медичи становится супругой короля Франции.


Рубенс, Брак по доверенности, 1625 год, 394х295 см, Лувр, Париж, Франция

В жизни Марии не всё и не всегда было по-королевски. Она рано осталась без родителей, великих герцогов Тосканы, её и сестру Элеонору воспитывал дядя Фердинандо Медичи.




Тоскана



Неизвестный автор, Портрет отца Марии Медичи
Франческо 1 Медичи, великого герцога Тосканы, галерея Уффици, Флоренция, Италия




Джузеппе Арчимбольдо, Портрет матери Марии Медичи Иоанны Австрийской, великой герцогини Тосканской, 1562 год, Kunsthistorisches Museum, Вена, Австрия




Художник из круга Alessandro Alloris, портрет дяди Марии Медичи Фердинандо Медичи (1549-1609) в сане кардинала, 1588 год, Polo Museale, Флоренция


Scipione Pulzone, Портрет жены Фердинандо Медичи (тетки Марии Медичи) Кристины де Лоррейн (1565-1637), 1591 год, Галерея Уффици, Флоренция, Италия




Costantino de' Servi, портрет старшей сестры Марии Медичи - Элеоноры де Медичи, 1584 год, 7.3х5.8 см, Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Дядя был кардиналом (в 14 лет получил титул без принятия священнических обетов, то есть он не давал обета безбрачия и поэтому не мог совершать церковные таинства). После смерти своего брата в 1587 году в возрасте 38 лет стал наследником титула «великий герцог Тосканы», отказался от кардинальской шапки и через два года женился на двадцатидвухлетней Кристине де Лоррайн, внучке Екатерины Медичи.

Марии в то время было 12 лет, Элеоноре - 20.

О Фердинандо Медичи историки пишут, что это был лучший из правителей Флоренции.

Мария находилась при дворе своего дяди до 25 лет, до момента, когда Генрих 1У, король Франции, решил на ней жениться.

Невеста, видимо, не была лакомым кусочком – засиделась в девках (очень может быть, что ее поведение доставляло дяде немало хлопот). Но приданое - вот что было целью Генриха: казна пуста, пополнять неоткуда (повышать налоги проблематично, они и без того вызывали бунты).

Пишут, что Фердинандо Медичи дал за своей племянницей 600 тысяч флоринов – это не фунт изюма! (Флорин весил 3,53 грамма, 600 000 монет = 2 тонны золота).


Флорин


Жених был не первой свежести: ему исполнилось 46 лет. Кроме того, ему нужно было получить развод с первой женой (якобы из-за того, что она бесплодна). Развести его мог только папа римский. Процедура получения согласия папы была сложной и долгой, но в конце концов специальные посланники Генриха доконали папу и получили желаемое.

Итак, Марию выдают замуж. Она будет королевой Франции, и ей, видимо, все равно, как выглядит муж, что он собой представляет. Главное – корона. А Генриху, у которого в постели побывала не одна женщина, нужна была производительница наследника - и деньги. С невестой он раньше не встречался, ему только показали ее портрет.




Рубенс, Представление портрета Марии Медичи Генриху 1У, 394х295 см, Лувр, Париж, Франция. Фрагмент. Генрих даже закатил глаза от впечатления.

Он вовсе не горел какими-то чувствами и не поехал на бракосочетание. Он послал вместо себя своих верных соратников – как свидетелей. А жениха - самого Генриха - представлял Фердинандо, дядя Марии. Бракосочетание состоялось во Флоренции, в палаццо Питти. Вел церемонию кардинал Альдобрандини, специально для этого присланный папой. Таков исторический фон картины «Брак по доверенности».

В 1622 году художник и Мария Медичи оговаривали сюжеты и содержание всех картин. В частности, там было и такое: «8-я картина. Венчание Королевы. Одетая в белое Королева, пользуясь поддержкой и советом Великого Герцога Фердинанда и Великой Герцогини Кристины, принимает из рук Великого Герцога обручальное кольцо Христианнейшего Короля. Великий Герцог обручается с нею от имени Короля. Брачную церемонию совершает папский нунций в церкви Санта Мария дель Фьоре. Присутствует богиня Юнона, и появляется радуга в знак свадьбы.»

Как видим, оговаривалось присутствие трех реальных персонажей: невесты, великого герцога и папского нунция. Римская богиня Юнона – покровительница семейных уз – должна была как бы благословить брак и служить его охранительницей.

На полотне, которое выставлено в галерее Медичи, нет ни Юноны, ни радуги. Зато появились другие фигуры, вполне земные. Это Элеонора, сестра Марии, Кристина, жена великого герцога Тосканы, и сподвижники Генриха, которые привели всех к заключению брака. Сподвижники Генриха – специальные посланники, которые занимались и разводом (вели переговоры с папой), и браком (договаривались об условиях заключения брака с великим герцогом Тосканы): Николас Брюла де Силлери (Nicolas Brulart de Sillery) и Роже де Сен-Лари де Термес (Roger de Saint-Lary de Termes).

Кристина и Элеонора были, видимо, хорошими подругами – они стоят со сплетенными руками (Кристина всего на два года была старше Элеоноры и на 10 лет старше Марии). Сестры тоже были дружны: Элеонора впоследствии была крестной матерью Людовика ХШ, сына Марии.




Рубенс, Брак по доверенности, фрагмент "Кристина де Лоррайн и Элеонора Медичи" 

А здесь – выдержка из письма одного из друзей Рубенса:

«Пейреск - Рубенсу

Париж. 27 октября 1622 г. [итал.]
Дражайший Синьор.
... Я с удовольствием узнал, что Вы присутствовали при венчании Королевы-Матери в Санта Мария дель Фьоре и в банкетном зале (Рубенс прибыл в Мантую по приглашению герцога Мантуанского, а затем, видимо, по заданию самого герцога, ездил в Рим и Флоренцию копировать скульптуры и картины; таким образом он попал ко двору Фердинандо; королева- мать – это Мария Медичи – Б.Р.)... 
Суть дела в том, что Великий Герцог участвовал в церемонии от имени жениха-Короля. Я весьма одобряю Ваше решение поместить жениха направо, а невесту налево, обоих в профиль, и Кардинала в облачении священнослужителя, только шляпа на его голове, по-моему, не совсем совместима с истиной. Он вошел в церковь в шляпе, которая во время службы была положена на небольшой алтарчик рядом с главным алтарем, вместе с плащом и другими знаками кардинальского сана.

Хорошо бы найти подходящее место для этого алтарчика с красной шляпой, поскольку она является более верным, чем крест, знаком сана прелата. Я отлично помню, что на нем был архиепископский паллий поверх ризы священника; не знаю, сочтете ли Вы нужным сохранить его. [...]»

Из этого письма следует, что за давностью лет из памяти Рубенса ушли некоторые детали этого события (может быть, он не все видел). Замечания своего друга Рубенс учел до последнего: на кардинале есть паллий (нечто вроде галстука с вышитыми крестами), шляпа кардинала лежит слева от него на «небольшом алтарчике». Правда, Рубенс сохранил и крест - его держит как бы служка.


Паллий. Справа – алтарчик с кардинальской шляпой

Как пишет Перейск, крест является знаком прелата, как и паллий. Но Рубенс оставил крест как повод оставить и его носителя - странного персонажа, похожего на художника.

Его лицо как-то выделяется среди остальных. Оно смотрит не в центр картины, не в центр событий, а на зрителя (а может быть, на Элеонору Медичи? Или на Кристину Лоррайн, жену герцога? Или на обеих сразу?). 

Этот «крестоносец» напоминает самого Рубенса. Утверждать это невозможно, а спросить – не у кого. Одежда этого персонажа – какая-то хламида, вроде халата, который надевает живописец в своей мастерской, и цвет этой хламиды никак не соответствует торжественности момента.



Рубенс, Брак по доверенности, фрагмент "Кристина де Лоррейн, Элеонора Медичи, паж (Гименей) с брачным факелом, маленькая собачка (символ грешка) и странный персонаж с крестом"


Несомненно, что Мария Медичи рассказывала Рубенсу и об этом событии, и о его участниках. Очень вероятно, что Рубенсу было знакомо полотно Джакопо Чименти, написанное в 1600 году, в год бракосочетания.

На эту мысль наводит композиция картины – у Рубенса практически полный повтор. Но это не копия – другая, более торжественная одежда и другой фон: сзади за кардиналом – скульптурная группа «Оплакивание Христа» (чего нет на картине Чименти).

Кроме того, все лица у Чименти обращены к зрителю (за исключением Марии и Фердинандо), а у Рубенса – все внимание на центр картины, за исключением одного персонажа.




Джакопо Чименти, Бракосочетание Марии Медичи, 1600 год, 242х242 см, галерея Уффицци, Флоренция, Италия


Судя по всему, Чименти отдельно написал все портреты, а потом собрал их воедино (не исключено, что портреты были написаны заранее, до свадьбы).

Есть некая особенность в изображении Марии на этой картине: ее рука лежит на выдающемся животе. Обычно так держат руки беременные женщины. Если это действительно так (на момент свадебного обряда), становится понятным присутствие собачки на картине Рубенса. Мария на полотне Рубенса тоже не тоненькая, но живот не выдается (как на картине Чименти). А собачка – как свидетель грешка.

Ниже помещены фрагменты картин Рубенса и Джакопо Чименти.





В заключение – о юридической стороне дела. Вот что об этом пишут юристы в Интернете:

« Допускается при чрезвычайных обстоятельствах вступление в брак по доверенности согласно законодательствам Испании и Италии.»

«19 июля 2011 года Верховный суд Израиля постановил, что МВД не вправе отказать в записи гражданского брака, заключенного в Эль Сальвадоре, между гражданином Израиля и гражданином другой страны, находящимся в Израиле, или между двумя гражданами Израиля. Речь идёт о «браке по доверенности», без присутствия сторон (без выезда супругов за пределы Израиля)».

No comments:

Post a Comment

Рубенс. Церера и две нимфы

  Рубенс. Церера и две нимфы