Блог СОПЛИ

События Обобщения Предположения Ложь всякая Исследования

Saturday, February 10, 2018

Рубенс. Портреты герцога Букингема. Почему королевский дворец называется «Букингемский»?





Рубенс, Портрет герцога Букингема, 1625, Палаццо Питти, Флоренция, Италия

«Любимец двух королей, обладатель многих миллионов, пользуясь неслыханной властью в стране, которую он по своей прихоти то будоражил, то успокаивал, подчиняясь только своим капризам, Джордж Вилльерс, герцог Бекингэмский, вел сказочное существование, способное даже спустя столетия
вызывать удивление потомков.

Уверенный в себе, убежденный, что законы, управляющие другими людьми, не имеют к нему отношения, уповая на свое могущество, он шел прямо к цели, поставленной себе, хотя бы эта цель и была так ослепительна и высока, что всякому другому казалось бы безумием даже помышлять о ней. Все это вместе придало ему решимости искать встреч с прекрасной и недоступной Анной Австрийской и, ослепив ее, пробудить в ней любовь. 


Итак, Джордж Вильерс остановился, как мы уже говорили, перед зеркалом. Поправив свои прекрасные золотистые волосы, несколько примятые мушкетерской шляпой, закрутив усы, преисполненный радости, счастливый и гордый тем, что
близок долгожданный миг, он улыбнулся своему отражению, полный гордости и надежды.»
(Александр Дюма, «Три мушкетера»)

Джордж Вильерс герцог Букингем (1592-1628) родился во втором браке обедневшего дворянина, и ему предстояла борьба за наследство со сводными братьями. Его мать скопила денег достаточно для того, чтобы послать его во Францию (его сопровождал Джон Эллиот, борец за права парламента, несколько раз сидевший в Тауэре и закончивший там жизнь уже при Карле 1). Во Франции Джордж научился танцевать и фехтовать, сносно говорить по-французски.

В августе 1614 года, 22 лет от роду, он предстал перед королем Иаковом 1 с надеждой, что король полюбит его. Через полгода молодой придворный получает должность gentleman of bedroom (приблизительно – как постельничий при русских царях), еще через год – королевский конюший (начальник королевской конницы и королевского выезда), в апреле 1616 года король награждает его высшей наградой – орденом Подвязки, в 1617 году становится графом...

Головокружительная карьера! (Она продолжалась и в правление сына Иакова 1 – Карла 1.)

В 1620 году мать Букингема нашла ему супругу - дочь графа Рутланда, леди Катерину Маннерс, самую богатую женщину Англии (за исключением королевы). Как пишут историки, герцогиня относилась к небольшому числу женщин, которые сохранили чистоту и нравственность среди развратных манер королевского двора. Она не была замешана ни в одной из скандальных историй того времени.

У них было трое детей, один из которых умер в полугодовалом возрасте. Двое других – Мэри Вильерс (1622-1685) и Джордж Вильерс, второй граф Букингем (1628-1687).

Народ не любил герцога, его непопулярность была вызвана чередой провалов в войнах, которые во время правления Карла 1 Англия вела на море и на суше. При всем том Букингем был о себе, видимо, невероятно высокого мнения.


Рубенс, Катарина Маннерс, 1623, Albertina Graphic Art Databank, Вена, Австрия


Рубенс, Портрет леди, 1625, Dulwich Picture Gallery


Gerrit van Honthorst, Герцог Букингем со своей семьей, 
1628 год National Portrait Gallery, Лондон

Любопытно проследить изменение отношения Рубенса к герцогу по письмам художника:

«28 ноября 1625 года Из письма Валаве: Все это кажется мне бравадой Букингама, дошедшего до неслыханных крайних мер, вызванных отчаянием.»

«26 декабря 1625 года Из письма Валаве: ...я нахожу, что мои труды для Королевы-Матери - весьма невыгодное предприятие, если не приписать к этому счету щедрость Герцога Букингама.

Поверенные в делах Испании и Фландрии только что отозваны из Лондона. Это, на мой взгляд, может быть лишь признаком войны. И действительно, когда я вспоминаю наглость и причуды Букингама, мне становится жаль юного Короля, который, следуя дурному совету, без нужды бросается сам и увлекает свой народ в безумнейшую авантюру.»


Рубенс, Эскиз к портрету герцога Букингема, 1625 год, Альбертина, Вена, Австрия

«24 июля 1626 года Из письма Пьеру Дюпюи

Три дня тому назад я получил короткое письмо от господина Жербье, написанное 30 июня ... Он шумно торжествует по поводу своего покровителя Букингама и, между прочим, говорит, что все хитросплетения врагов никогда не могли поразить Герцога до такой степени, чтобы отвратить его от склонности к живописи и другим искусствам.»

«9 августа 1629 года Из письма Перейску

Признаюсь даже, что я никогда не видел такого множества картин работы первейших мастеров, как во дворце Короля Англии и покойного Герцога Букингама.»

Головокружительная карьера сделала Джорджа Вильерса невероятно тщеславным. Ему, действительно, было чем гордиться: из полунищего существования вырваться в верхушку старой знати, стать вторым лицом после короля. И удержать это место при его преемнике.

Их встреча состоялась в Париже в 1625 году. В приступе гордыни Букингем заказал Рубенсу свой конный портрет и роспись для потолка «Апофеоз». Вероятно, Букингему показали галерею Марии Медичи. Кроме того, возможность познакомиться с полотнами Рубенса у него была и раньше, во время его визита в Испанию со сватовством английского принца Карла (впоследствии короля Карла 1).


Рубенс, Этюд к конному портрету герцога Букингем, 1625 год

Слово искусствоведам: «Конный портрет передает его храбрость и элегантность. Он сидит на вздыбленном коне, в его руке – жезл командующего военно-морскими силами. Под ним – морской бог Нептун и наяды, что говорит о власти Букингема над морем. Над ним – крылатая аллегория Славы трубит о его победах.»


Рубенс, Конный портрет герцога Букингем, 
фрагмент "Морской бог Нептун и наяда"


Рубенс, Конный портрет герцога Букингем, 
фрагмент "Аллегория славы"

А что изображено в «Апофеозе»? «Минерва и Меркурий возносят герцога к мраморному замку, перед которым Сила и Изобилие. Три грации несут ему венок из цветов, Зависть стремится стянуть его вниз и лев помогает ей. Это – аллегория его политических целей и сил, которые ему препятствуют.» Эскиз и этюд находились в Лондонском доме герцога, Йорк-хаусе, который сгорел в 1949 году.


Рубенс, Апофеоз герцога Букингем, 1625 год, этюд росписи потолка в Banqueting House


Рубенс, Этюд к росписи потолка «Апофеоз герцога Букингем», фрагмент "Сила и изобилие"


Рубенс, Этюд к росписи потолка «Апофеоз герцога Букингем» 
фрагмент "Три грации с венком"


Рубенс, Этюд к росписи потолка «Апофеоз герцога Букингем»
фрагмент "Зависть и лев"


Рубенс, Этюд к росписи потолка «Апофеоз герцога Букингем»
фрагмент "Герцог, Минерва и Меркурий"

Вероятно, обаяние этого человека было исключительным. Мало того, оно (обаяние) было подкреплено финансами: Рубенс отмечает его щедрость. В итоге портрет герцога Букингем – одно из лучших творений великого мастера.

Имя Джорджа Вильерса, несмотря ни на что, осталось в истории на века: его сын – тоже Джордж Вильерс - второй граф Букингем, продолжал дело отца при Карле Втором. Он прославился тем, что был первым охотником на лис в Англии и построил Букингемский дворец. Умер, простудившись на охоте. После его смерти титул не наследовался.

Букингемский дворец был продан королевской семье и сейчас служит королевской резиденцией. Ирония судьбы: дом сына фаворита стал домом суверена.


Королевская семья на балконе Букингемского дворца. 2009 год. Фото – Panhard.

No comments:

Post a Comment

Рубенс. Церера и две нимфы

  Рубенс. Церера и две нимфы