Как пишут биографы великого художника, в его жизни заметный след оставили три музы: Изабелла Брант (первая жена), Елена Фоурмент (вторая жена) и Сусанна Фоурмент (сестра второй жены). Что касается жен – тут как бы все ясно: семейная жизнь. Сусанна – особый разговор: никто не утверждает, что она была любовницей Питера, но намеки на это проскальзывают почти у каждого автора, пишущего о жизни художника.
Естественно поискать следы отношения Рубенса к Сусанне в его картинах. Но если картины в большинстве подписаны автором, то рисунки и этюды – увы! Принятая атрибуция произведений не всегда вяжется с логикой и с датами. Что делать зрителю? Воспринимать то, что он видит в музеях, на веру: далеко не каждому нужна истина, далеко не у каждого есть интерес раскопать эту истину. Это не так уж и плохо: чему-то надо верить! Но кому-то нужна и правда.
То, что вы прочитаете дальше, - как бы логические построения, основанные на информации из Интернета, которая бывает и неполной, и недостоверной (например, автор статьи в Википедии пишет о помещенной им иллюстрации, что он не помнит, где он ее взял, мол, где-то в Сети).
Каким образом сестры Фоурмент вошли в круг Рубенса? Его дед по матери был ткачом шпалер. Его тесть, отец Елены, был торговцем шпалерами. То есть, оба семейства соприкасались на протяжении очень долгого времени (два-три поколения или больше).
Возможно, они, что называется «дружили семьями». Не исключено, что родственники посещали семью успешного живописца, и знакомство состоялось чуть ли не с того времени, когда Сусанна и Елена были совсем маленькими девочками.
Среди полотен и графических работ Рубенса есть портреты сестер Фоурмент – Сусанны (старшей) и второй жены художника Елены (младшей).
Предположим, что у нас есть возможность побывать в Метрополитенмузее, в Нью-Йорке, в США, посмотреть работы Питера Пауля Рубенса. И не только живописные, но и графические. Их там великое множество, но нам сегодня интересны только сестры.
Следы старшей находим в творчестве Рубенса в 1620 году (если верить принятым датировкам работ). Мастер в расцвете сил, женат, есть трое детишек. Правда, судя по портретам Изабеллы, его жены, у нее есть какие-то достаточно серьезные проблемы со здоровьем. А тут появляется 16 – летняя Сусанна (есть разночтения в дате рождения Сусанны – 1599 год или 1605 год).
Ее карандашный портрет датируется 1620 годом. Угловатые черты лица, цвет радужки – не то сероватый, не то голубоватый, резко очерчен лоб. И взгляд: ирония, насмешка, недоверие. Все сразу.
Сколько ей лет на портрете? Для 16-летней девушки – слишком взрослые переживания. И вообще, откуда такие чувства? Какие разговоры вел художник со своей моделью?
Рубенс, Портрет Сусанны Фоурмент, 1620, Метрополитен музей, Нью-Йорк, США
А теперь немножко попутешествуем и заглянем в музей изящных искусств в Марселе. Оказывается, и здесь есть портрет Сусанны Фоурмент. Только это уже – этюд маслом. Можно сказать, что эскиз карандашом и этюд маслом изображают одну и ту же девушку – сходство неоспоримо.
Рубенс, Портрет женщины, Мusee des Beaux Arts Marselles, Provence, France
Вероятно, художник намеревался написать большой портрет и сделал для него эскизы. Но...
Есть возможность сравнить два эскиза, можно считать, что это – Сусанна:
В этих портретах есть нечто совершенно фантастическое: ни в одном портрете, ни мужском, ни женском Рубенс не ухватывал столь сложные чувства персонажа!
А сейчас заглянем в Лувр. Здесь есть еще один портрет, на табличке написано: «Питер Пауль Рубенс. Портрет Сусанны Фоурмент. 1620 год». Женщина на портрете мало напоминает Сусанну с карандашного этюда. Но – так написано.
Рубенс, Портрет Сусанны Фоурмент, 1620 год, 53х71 см, Лувр, Париж, Франция
Попробуем сделать еще один прыжок «через горы, через расстояния». Мы – в Лиссабоне, в музее Калусте Гульбекяна. Перед нами – портрет Елены Фоурмент в полный рост.
Рубенс, Портрет Елены Фоурмент, 1630, 186х85 см, Museu Calouste Gulbenkian, Lisbon Португалия
Как же так: в Париже и в Лиссабоне две картины с одним и тем же лицом, а называются по разному. И датированы с разницей в 10 лет!
Можно только сожалеть о том, что нам ничего неизвестно о происхождении этикетки на картине из Лувра. Но, следуя логике, надо полагать, что и то, и другое лицо – это лицо Елены. И датировка, и название в Лувре ошибочны: должно быть «Елена Фоурмент.1630 год». Скорее всего, луврский портрет был лишь заготовкой к лиссабонскому.
Рубенс, Портрет Сусанны Фоурмент, 1620 год, 53х71 см, Лувр, Париж, Франция, фрагмент
И ничего в этом портрете, кажется, нет: небольшое полотно, без ярких красок. Но глаза – это нечто невообразимо глубокое!
Этот эффект создается почти полным отсутствием различия в цвете радужки и зрачка. Яма, омут, пропасть!
Сёстры
Казалось бы, можно поставить точку. А если все наоборот? И в Лувре, и в Лиссабоне потрет Сусанны? Тогда Елену надо искать на других портретах, где нет места сомнениям – там, где она рядом с Питером.
No comments:
Post a Comment