Почему все рвутся на Олимп? Зачем? Что там такого хорошего и интересного? И вообще, кто там есть?
Физически Олимп – это гора в Греции. Если кто не знает – так и не одна, а три. Древние греки знали об этом: Гомер называл Олимп многовершинным. Олимп – место, куда древние греки поселили своих богов. По имени этой горы боги назывались «олимпийцами».
Чем занимались олимпийцы? Развлекались! Их зрение и слух услаждали хариты, которые пели и водили хороводы. Для них играл на кифаре Аполлон, а ему подпевали девять муз.
Что ели и пили боги? Пишут, что ели они нектар и запивали амброзией. (Заметим, что боги были бессмертны. Значит ли это, что если смертный будет пить нектар и амброзию, то он будет жить вечно? Хотелось бы поэкспериментировать, но где их взять – нектар и амброзию?) Так они питались на небесах. Но боги иногда спускались на землю, ходили в гости к нормальным людям – и там ели и пили, как все, только подавай!
У богов были свои прихоти, свои страсти. Они были чрезвычайно любвеобильны. Чем выше по положению был бог (у них была своя иерархия), тем он был большим любителем сладкого. О таких больше всего говорят легенды (желтой прессы тогда не было, но кто-то же все это записал, опубликовал и сохранил для потомков на многие столетия).
Зевс был на Олимпе был первым и необычайно любвеобильным. Чтобы получить желаемое, он делал такие вещи, которые простому смертному не всегда доступны. Он мог выкрасть объект своих желаний. Он мог превратиться во что-нибудь или в кого-нибудь, что или кто подходит по случаю, по обстановке, и соблазнить. Он мог преобразиться и украсть. Он мог все, что ему заблагорассудится – на то он и бог.
Он мог украсть просто так, а мог и компенсировать безутешным родителям их потерю какими-то подарками. Иногда ему было все равно, что будет с объектом его желания, иногда он старался этот объект сохранить на будущее. Не всегда он был успешен после соблазнения, потому что его жена Гера была страшной ревнивицей. И кроме того, она все знала, даже наперед, но ничего не могла поделать с его желаниями (и не могла все сделать так, как ей надо – не было достаточного количества божественной силы). Мало того, она иногда вынуждена была терпеть, как в ее присутствии ее благоверный Зевс оказывает знаки внимания своим фаворитам.
Более того, у Зевса была одновременно не одна жена! Гера, Фемида, Деметра, Мнемозина, Фетида... Вероятно, были еще. Историки не сохранили последовательность жен, хотя некоторые из них имеют номера. Например, Гера – третья жена. Любвеобильный Зевс зачинал потомство и разбрасывал своих детей по всей вселенной. Короче говоря, он доставал любую, которую только хотел.
Каким-то странным образом в компанию любовниц и жен Зевса попал Ганимед.
Ганимед был сыном троянского царя. Он был необычайно красив.
Гомер в «Илиаде» пишет:
«подобный богам Ганимед, - между всеми
Смертными он выдавался людьми красотой несравненной.»
И вот Зевс польстился на красивого юношу и украл его
(гимн Гомера « К Афродите»):
«Так златокудрого некогда Зевс Ганимеда похитил
Ради его красоты, чтобы вместе с бессмертными жил он
И чтобы в Зевсовом доме служил для богов виночерпцем,
Чудо на вид и богами блаженными чтимый глубоко,
Из золотого кратера пурпуровый черпая нектар».
Иначе говоря, взял его на небо себе в слуги – разливать богам
нектар из кувшина.
А вот как изложил эти события Овидий в «Метаморфозах»:
В оные дни небожителей царь к Ганимеду фригийцу
Страстью зажегся; и вот изобрел он, во что превратиться,
Чтобы собою не быть; никакой становиться иною
Птицею сан не велел, - лишь его же носящей перуны.
И не помедлил: рассек заемными крыльями воздух
И Илиада унес, - он доныне его виночерпий
И, хоть Юнона мрачна, подает Вседержителю нектар.
(Слово «Илиад» в этом тексте означает «житель города Троя»,
«Вседержитель» - Зевс, «перуна» – видимо, орел, который был одновременно и символом Зевса.)
Другими словами, Зевса одолела любовь к Ганимеду. Почему-то в своем нормальном облике, то-есть, божественном, Зевс не решился появиться среди людей (может, постеснялся?). Он превратился в орла, унес Ганимеда к себе и оделил его должностью подавать ему нектар. Тем самым он очень сильно
огорчил Юнону (или Геру, это одна и та же богиня), которая обслуживала Зевса.
Трос, отец юноши, очень переживал потерю, хотя Ганимед не был единственным сыном. Зевс утешил страдающего папу тем, что подарил ему коней и обещал ему, что Ганимед будет бессмертным и всегда молодым..
Древние художники и скульпторы изображали Зевса и Ганимеда не один раз в разных ситуациях. Были и фрески, и фризы, и вазы. На одной из таких ваз Ганимед наливает Зевсу нектар. Зевс держит в руках жезл – символ власти, на котором сидит орел - символ самого Зевса. Зевс одет, а Ганимед совершенно обнажен.На голове Ганимеда – венок (символ бессмертия?). Обратите внимание, как Зевс смотрит на чашу, которую он держит. Он как бы говорит: «Наливай, наливай еще!»
Зевс и Ганимед. Роспись древнегреческой вазы.
которым сверху сыпят цветы и фрукты.
Женская половина одета по-разному. Кто-то – как только что из ванной или, наоборот, собрался помыться (на теле какая-то накидка вроде простыни). А кто-то – в платьи для официального приема: закрытом и приталенном.
Мужчины, почему-то, все почти обнаженные. На них какие-то драпировки, которые скорее подчеркивают их богатырские (точнее, божественные) формы, чем прикрывают тело.
(Что интересно: кухня там, на небесах, - почти как на земле. Есть полочка, на которой аккуратно расставлены кувшины, соусники. И так же, как на земле, дети пускаются в
проказы: один из ангелочков прикладывается к кувшину с нектаром.).
Рубенс, Похищение Ганимеда, 1611 год, 203х203 см, Schwarzenberg Palace, Вена, Австрия
Как же связаны между собой события на небесах и орел с добычей? Видимо, пирушка была запланирована раньше. Но Зевс вдруг увидел Ганимеда и впечатлился настолько, что решил сорваться на несколько мгновений и украсть этого красавца. Что он и сделал: превратился в орла, подхватил добычу – и был таков.
Рубенс, Похищение Ганимеда, фрагмент " Пир богов"
«Ифигения в Авлиде» Еврипида: «Где же купальни твои, О Ганимед...»)
Ганимед в растерянности, он не понимает, что происходит, и не знает, что его ждет. Какие-то богини подают ему золотую чашу, символ и инструмент его будущих обязанностей. На их лицах тоже нет радости, они как бы разделяют его тревогу.
Рубенс, Похищение Ганимеда, фрагмент "Небесная кухня и ангелочки-проказники"
И только орел знает точно, что и как. Он грозен, он страшен. Он добыл желаемое и ни с кем не собирается делиться. Еще мгновенье – и он взмоет в небеса.
Рубенс, Похищение Ганимеда, фрагмент "Зевс в образе орла"
No comments:
Post a Comment